Каждый труд благослови удача СЕсенин

Урок по литературе на тему «Каждый труд благослови, удача!»

Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта; чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»; развитие у учащихся знаний по творчеству С. Есенина, умений анализировать прочитанное, навыков выразительного чтения; также развитие логического мышления, словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к творчеству поэта, любви и бережного отношения к родной земле, умений видеть гармонию вечной красоты с природой; формирование нравственных основ характера учащихся.

Оборудование: портрет С. Есенина, картины с изображением русской природы, сборники его стихов, мини – выставка рисунков учащихся к стихотворениям поэта, высказывания писателей о С. Есенине, эпиграф к уроку.

Этапы урока. 1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о стихах Сергея Есенина, о его любви к природе, его неповторимом таланте, читать стихи, покорящие читателей удивительной гармонией чувства и слова. Послушайте, что написал поэт, обращаясь к вам, молодым.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

2. Краткие выступления учащихся о творчестве Сергея Есенина.

- Детство и юность поэта.

- Творчество С. Есенина. Тема Родины.

- Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония.

3. Чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»

На этом уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Каждый труд благослови, удача!» После словарной работы и выразительного чтения перейдём к анализу стихотворения.

1. Словарная работа.

Чибис и кулик – небольшие болотные птицы.

Коростель – небольшая, быстро бегающая птица, живущая в траве.

Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие.

Кляча – плохая изнуренная лошадь.

Невод – рыболовная сеть.

Омут – глубокое место в воде.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения.

А. Определите размер стихотворения. Что такое размер стихотворения?

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(Стихотворение написано дольниками. Это придаёт ему особую лёгкость, музыкальность, напевность).

Б. Определите рифму и рифмовку стихотворения.

…удачажен.

…неводамуж.

…кляча жен.

…годамуж.

(Женские и мужские рифмы чередуются, рифмовка – перекрёстная).

В. Из скольких строф состоит стихотворение? Что такое строфа? (Стихотворение состоит из 6 строф).

Г. Лексический уровень. В прямом или переносном значении употребляются слова в стихотворении? (Почти все слова употреблены в прямом значении).

Д. О конкретных или вымышленных явлениях, предметах рассказывается в стихотворении? (В нём рассказывается о конкретных, реальных действиях).

Е. Какие эпитеты использует автор? Что такое эпитет? Какова роль этих эпитетов? (Омут розовых туманов, призрачная гладь, взгляд ревнивый и влюблённый, соглядатай праздный. Эти эпитеты служат для создания красоты природы, чтобы вызвать у читателя зримый образ природы).

Ж. Таким образом, о чём же эти стихи? ( О труде, о любви к родине. О сочетании реальных земных забот с красотой природы. Природа и человек сливаются в одно органическое единство).

Вывод по анализу стихотворения делается учителем.

Стихотворение рязанского поэта С. Есенина отличается особой мягкостью и музыкальностью. Высокая идея труда соединяется в первой строфе с приметами крестьянской жизни. Эта строфа звучит как благопожелание: удача нужна в любом труде. Но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. Начиная со второй строфы перонит нас от реалий крестьянского быта в мир поэтического взгляда на родную землю. В стихотворении Есенина соединились два жизненных начал – реальные земные заботы: поиски насущного хлеба и красота родной природы, без которой не мыслится сама жизнь. Ибо природа – это духовный хлеб. Природа и человек сливаются в одно органическое единство. Чувство Родины у Есенина – глубокое, истинное. Он писал:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою…»

4. Закрепление.

«Толстые» и «тонкие» вопросы:

1.Что желает поэт людям труда – рыбаку, пахарю? (Поэт желает людям труда успехов, хорошего урожая, благополучия).

2. Как относится поэт к крестьянскому труду? ( К крестьянскому труду поэт относится с уважением, с любовью).

3. Какие настроения и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Стихотворение создаёт радостное, весёлое настроение. Возникают чувства восхищения красотой природы).

4. Какие картины родной природы рисуются в стихотворении? ( Картина реки, поля, свист коростеля, пение птиц и т.д.)

5. Подведение итогов урока.

Давайте теперь послушаем стихотворения наших тувинских писателей о своей родине.

Я словом и делом

Родимой отчизне служу.

И с гордой любовью

На милые степи гляжу…

(Куулар Черлиг – оол)

Я ничего не знаю краше

Вселенной и Тувы моей,

Полёт Земли – зарницы росчерк.

Кедровый бор. Гора. Ручей.

(Александр Даржай)

Что объединяет эти отрывки и стихотворение Сергея Есенина? ( Безграничная любовь к родной земле, к родине).

Размышления поэтов о Родине можно выразить словами В. Маяковского:

Я

навек

любовью

ранен…

6. Мини – выставка рисунков учащихся.

7. Заключительная часть урока.

- Домашнее задание: а) Выучить стихотворение наизусть.

б) Сочинить небольшое стихотворение (четверостишие) о природе родного края (по желанию).

- Выставление оценок.