Использование современных педагогических технологий в изучении Конституции РФ

«Использование современных педагогических технологий в изучении Конституции РФ»

«Пренебрежение Конституцией

есть пренебрежение самими основами

российской государственности»

Федор Бурлацкий

В процессе школьного обучения и воспитания обучающиеся узнают, что Конституция РФ-главный, основной закон государства, устанавливающий не только основы конституционного строя, но и определяющий права и обязанности граждан. Среди всей системы многочисленных нормативно-правовых актов, действующих в стране, Конституция является основанием, её стержнем и одновременно вершиной всего права, фундаментом его развития. Однако, не все задумываются о том, что представляет собой этот документ: как он возник, на чём основываются его положения, все ли его идеи соответствуют времени и общественной пользе.

Помочь представить Конституцию в качестве изменяющегося политико-правового явления, которое имеет начала, появившееся задолго до неё, и, вероятно, содержит в себе проблемы и недочёты, не продуманные по причине неспособности предвидеть будущие социальные изменения, поможет школьный учитель с помощью своих профессиональных хитростей, приёмов.

В своей работе я бы хотела:

1)определить общие принципы педагогической техники;

2)рассказать о современных педагогических технологиях, применяемых при изучении основного закона РФ-Конституции

Каждый принцип реализуется с помощью конкретных приёмов. Приёмы педагогической техники поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

- Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора; с одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор)

-Принцип открытости (не только давать знания – но ещё и показывать их границы; сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса)

-Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности)

-Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи)

-Принцип идеальности — высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования)

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к фундаментальности, гуманитарности, информатизации, индивидуализации обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

При изучении Конституции РФ каждому педагогу следует обратить внимание на коллективную учебную деятельность. Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на вопрос — пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Государственной Думы. И что же он увидит? А увидит он неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…Что же мешает взрослым вести себя прилично? Да ведь они просто не умеют работать коллективно. Не было принято, а учить поздновато. А педагоги должны научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. Для решения этой проблемы предлагаю следующие методические приемы:

1. «Дебаты» — урок-практикум, развивает критическое мышление обучающихся, темой для дебатов в изучении Конституции предлагаю: «Россия — правовое государство: миф или реальность?» В ходе дискуссии обращаюсь к статье 1 Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Дебаты – это система формализованных дискуссий на актуальные темы, в которой команды «за» и «против» выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте.

Цель урока. Обобщение, углубление и конкретизация знаний о правовом развитии России и мира,  развитие умений поиска и обработки социальной информации, формирование коммуникативной культуры, умения вести дискуссию, формулировать и корректно отстаивать собственную позицию.

 Организация работы. На 1  уроке определяется тема дебатов, происходит распределение ролей, осуществляется подготовка к дебатам. На 2 уроке проходят сами дебаты – каждый действует в соответствии со своей ролью и общим регламентов проведения дебатов.

 Распределение ролей

Ведущий – учитель

Помощник ведущего – ответственный за выставление оценок

Ответственные за соблюдение регламента – 1 – 2человека

Члены команды «Утверждения»  - 5 — 6 человек

Члены команды «Отрицания» — 5 — 6 человек

Судьи -  6 человек (3 пары)

Консультанты команд (по 1 для каждой команды)

Эксперты – остальные учащиеся класса

2. «Проектная и исследовательская деятельность»

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных к развитию следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Эти навыки формируют и развивают педагогические технологии, которые учат, как вырабатывать активную, деятельную позицию. К таким технологиям относится и ученическое исследование.

Образовательные цели и задачив проектно-исследовательской деятельности учащихся:

личностно ориентированный подход в обучении,

создание атмосферы сотрудничества участников процесса обучения. • формирование устойчивых мотивов учащихся, связанных с обучением, расширением знаний, стремлением выйти за рамки программы-минимум предметного курса;

расширение и углубление знаний обучающихся;

создание межпредметных связей, внедрение в обучение компьютерных технологий;

формирование необходимых навыков работы с различными источниками информации, умений преподнести и защитить свою точку зрения, и даже просто научение школьника доводить начатое дело до конца;

расширение сферы использования информационных технологий: привлечение ресурсов Интернета, создание презентационных материалов;

воспитание таких качеств учащихся, как умение работать в коллективе, уважать точку зрения других участников работы, вместе находить решения, быть толерантным;

повышение результативности процесса обучения, что означает стимулирование интереса к предмету и соответственно повышение успеваемости у слабоуспевающих учеников.

К тому же нужно помнить, что работы учащихся являются ценным материалом для проведения научно-практических конференций, творческих вечеров, дискуссионных клубов и других форм внеурочной деятельности, которая даёт возможность учащимся более полно и разносторонне проявить знания, умения и навыки, полученные в классе.

Эти проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Варианты проектных заданий:

1)Подготовьте эскиз плаката «Я — гражданин России» или «Права и обязанности граждан в Конституции РФ»

2)Составьте вопросник о существующих формах собственности согласно Конституции РФ

3)Предложите перечень мероприятий по совершенствованию независимости Судебной власти в России

Предлагаю вашему вниманию проект ученицы 11 класса, Пучковой Эльвиры «Конституция РФ: закон на благоприятную окружающую среду»

Закончить хочу словами Сюньцзы (313-238г. до н.э.) «Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия» (т.е. законы нужно не просто знать, но и понимать их).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Конституция России — путь к правовому государству

проект по обществознанию на тему:

«Конституция РФ: закон на благоприятную окружающую среду»

Пучкова Эльвира Сергеевна 11-1 класс

Руководитель: Буш Татьяна Анатольевна-учитель истории и обществознания

Санкт-Петербург 2013

Этот проект об одной из масштабных проблем России – пассивном курении и его последствиях.

Конституция РФ это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства. Поэтому путь к правовому государству — исполнение законов и соблюдение прав человека. Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»

В соответствии с положениями данной Конституции в России был принят и одобрен в 2001 году Федеральный Закон «Об ограничении курения табака», а затем поэтапно вступил в действие в течение 2002—2003 годов, став одним из первых законодательных актов, регулирующий правовые основы ограничения табакокурения.

Законом установлено: «запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти».

Однако я считаю, что это не полный список общественных мест, где нужно запретить курить. К понятию «общественное место» также можно отнести и территорию или пространство массового скопления и потенциального нахождения людей, открытых для их свободного посещения и перемещения.

Во-первых, это улицы и парки, остановки общественного и пригородного транспорта, рестораны и кафе, общественные туалеты.

Во-вторых, дворовые территории, подъезды домов и около них, лестничные площадки, балконы и окна квартир.

А также во всех местах, где это мешает некурящим людям.

Курение в общественных местах очень серьезная проблема в России, но как и любая другая сложная ситуация она, на мой взгляд, имеет выход.

Запретить людям курить в общественных местах, которые представлены выше, не просто на бумажке, издав закон, а приняв действительно действующие методы и средства, которые люди воспримут всерьез, а не пропустят мимо ушей, это единственный шанс уберечь некурящих людей от серьезных проблем со здоровьем и даже от смерти.

На данный момент практически каждый человек вдыхает сигаретный дым от самого маленького человечка на земле до людей пожилого возраста. И это не зависит от того курит ли этот человек или нет. Например, мама гуляет в парке с новорожденным ребенком, а мимо них проходит курящий человек, и все трое обязательно вдохнут сигаретный дым, не зависимо от того хотят они этого или нет. Таких примеров очень много, но я хочу сказать о последствиях вдыхания табачного дыма.

Все прекрасно знают, что, когда человек курит, от сигареты исходит дым, табачный дым. Но мало кто знает, из чего этот самый дым состоит. А оказывается, в его состав входит много опасных веществ, таких как смола, синильная кислота, угарный газ, свободные радикалы и другие химические вещества. Я хочу рассказать о каждом более подробно.

Смола.

Частицы смолы содержат химические вещества, которые очень опасны для нашего организма. Одним из основных химических веществ, содержащихся в табачной смоле, является канцероген бензопирен, который провоцирует развитие опухолей. Смола также влияет на здоровье зубов, тканей лёгких и даже ногтей.

Синильная кислота.

Опасность этого вещества более серьезная, чем вы думаете. Синильная кислота — ядовитое вещество.

Угарный газ.

Все знают, что клетки крови содержат гемоглобин, белок, который помогает транспортировать кислород к различным частям тела. Когда человек курит, окиси углерода из сигарет соединяются с гемоглобином, чем блокируют способность крови переносить кислород к клеткам тела. В итоге организм получает недостаточное количество кислорода.

Свободные радикалы.

Являются причиной большинства проблем с сердцем и холестерином, что часто приводит к сердечным приступам. Радикалы — химически активные вещества, они реагируют с холестерином и образуют бляшки на стенках сосудах, часто приводящие к непроходимости кровеносных сосудов.

Другие химические вещества.

Тяжёлые металлы, такие как кадмий, свинец и мышьяк. Эти металлы являются опасными для организма, и большинство из них являются канцерогенами, т.е. веществами провоцирующими развитие рака. Сигареты также содержат радиоактивные соединения, такие как полоний-210 и калий-40. Эти соединения также опасны для организма — как и тяжёлые металлы.

Поэтому табачный дым опасен не только курящим, но и людям, которые вдыхают его.

Специалисты подсчитали, что во время пассивного курения в течение 8 часов организму причиняется такой же вред, как и от активного курения одной сигареты через каждые 5 часов. При пассивном курении вдыхаются те же ядовитые вещества, что и при активном.

Вред от курения усугубляется еще и тем, что в боковом потоке дыма содержится даже больше канцерогенных веществ, чем в основном. Последствия курения обусловлены тем, что отдельные дозы канцерогенов суммируются в организме до достижения критических пороговых величин.

По статистике люди, никогда не бравшие в рот сигарету, утрачивают от 40 до 50% эффективности работы своих легких в период от 20 до 60 лет.

Если риск заболеть смертельной формой рака в результате радиационного облучения составляет 1%, то летальный исход от сердечно — сосудистых заболеваний у пассивного курильщика составляет 2,7%.

Для того чтобы уберечь не курящее население страны, должны быть предприняты серьезные и действенные методы.

Т.к. избавить от курения все население невозможно, необходимо создать определенные территории, помещения и оборудование, при помощи которых можно будет курить, не нанося вред не курящим людям.

Многие люди курят у себя в квартире в открытое окошко или стоя на балконе. Однако они не задумываются, что тем самым наносят непоправимый вред окружающим его людям. Табачный дым — летучее вещество, которое не растворяется в воздухе, а какое-то время переносится вместе с вредными и опасными веществами по воздуху в соседние открытые окна, жители, которых становятся пассивными курильщиками.

Для решения этой проблемы такие люди должны курить при закрытых окнах и при специально разработанном оборудовании, которое будит впитывать или всасывать табачный дым и обезвреживать его опасные составляющие.

Большая часть курильщиков курит на улице вблизи людей, которые вдыхают вредные вещества. Для того чтобы обезопасить некурящих людей от воздействия дыма, активные курильщики должны курить в специально отведенных местах, построенных прямо на улице или которые находятся в комплексах, офисах. В таких помещениях, где присутствует встроенная вентиляция, которая разрушает и перерабатывает состав табачного дыма.

Для того чтобы люди пользовались этими помещениями, они должны быть бесплатными или иметь стоить в предельных значениях. Однако при нарушении правил должен быть заплачен штраф, который имеет фиксированную цену. Также можно ввести систему, по которой будет видно как часто тот или иной человек нарушает закон. И благодаря этой системе можно будет ввести поэтапно возрастающий штраф.

Если такая система будет исправно и быстро работать, все люди, за исключением очень маленького процента (он будет всегда и во всех законах), перестанут курить в общественных местах, а многие из них перестанут курить вообще, потому что устанут платить огромные штрафы за нежелание курить в специально отведенных для этого местах.

Данную проблему, на мой взгляд, можно решить на государственном уровне в виде выделения дополнительных средств на пропаганду против курения, создание специальных помещений и оборудования, а также от желания всего общества и отдельно взятого гражданина в целом.

Таким образом, снизится смертность и количество болеющих людей заболеваниями, которые зависят от курения и табачного дыма. А также, увеличится показатель здоровья человека и продолжительность жизни людей.