Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Информация

об использовании элементов

современных образовательных

технологий

 

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической деятельности я ставлю более конкретную цель — развитие индивидуальных способностей учащихся. Достичь этой цели позволяет мне применение элементов различных педагогических технологий.

Учебный год

Технология проектного обучения

Сберегающая здоровье технология

Технология игрового обучения

Технология компьютерного обучения

Технология исследовательской направленности

Технология развития критического мышления

ТРИЗ-технология

2008-2009

+

+

+

+

+

 

 

2009-2010

+

+

+

+

+

+

 

2010-2011

+

+

+

+

+

+

+

2011-2012

+

+

+

+

+

+

+

Применение теоретического материала в практической деятельности по мере его усвоения представлено в таблице.

 

На каждом уроке я совмещаю элементы не менее трех образовательных технологий. В качестве примера проанализировал три занятия (урок истории 6 класс «Русь и Орда», урок обществознания 9 класс «Домашнее строительство», урок истории 8 класс «Общественное движение») и выделил составляющие технологий обучения.

- Технология коллективного взаимообучения. Основная идея: все учат каждого, и каждый учит всех. Работа в парах постоянного или сменного составов позволяет развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативные умения, каждый чувствует себя раскованно; в процессе общения развивается речь, память, логическое мышление; формируется адекватная самооценка личности.

На уроке истории в 6 классе «Русь и Орда» дети продемонстрировали работу в группах переменного состава, на уроке обществознание в 9 классе «Домашнее строительство» — в группах постоянного состава, а на уроке истории в 8 классе «Общественное движение» коллектив функционировал в виде двух макрогрупп.

- Технология исследовательской направленности. Основная идея: учебный процесс осуществляется как поиск новых познавательных ориентиров. Им предоставляется право самостоятельно планировать своё исследование, предполагать возможные результаты. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и делают выводы, а не получают их от учителя.

На уроке истории в 6 классе «Русь и Орда»» дети опираясь на различные источники определяли причины образования Золотой Орды, на уроке обществознания в 9 классе «Домашнее строительство» — основы домашнего строительства, права потребителя,

основные семейные обязанности, а на уроке химии в 8 классе «Общественное движение» — основные идеи консервативного и либерального движения.

- Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, применимы для учащихся разного возраста и используются при организации занятий по многим направлениям деятельности.

На уроке истории «» шестиклассники разгадывали кроссворд с целью закрепления знаний; на уроке обществознания «» девятиклассники в качестве домашнего задания получили задачи, в которых представлена занимательная информация о потребительских правах; на уроке истории «Общественное движение» восьмиклассники «примерили» роли «экспериментаторов», «теоретиков», «экспертов» и старались соответствовать им.

- Сберегающая здоровье технология. Основная идея: оптимальное сочетание у школьников хороших показателей обученности и уровня здоровья. Учёт динамики саморегуляции поведения, а также возрастных особенностей учащихся позволяет избежать перегрузок. Организация учебного процесса «от ученика» обеспечивает реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.

На всех перечисленных уроках — высокая работоспособность учащихся обеспечивалась: опорой на жизненный опыт и личной значимостью формируемых знаний и умений в повседневной жизни; применением активных методов: задания, требующие самостоятельной мыслительной и исследовательской деятельности;

-хорошая психологическая атмосфера обусловлена, соответствием предложенных заданий индивидуальным и интеллектуальным возможностям детей, их успешностью, взаимным расположением учителя и учеников.

-перемещение детей по кабинету во время занятия способствует выполнению валеологических требований.

-Технология компьютерного обучения. Основная идея: подготовка компонентов информационной среды и связь их с предметным содержанием определённого учебного курса. Информатизация обучения подразумевает три подхода к применению компьютеров в обучении: компьютер как хранилище (и источник) информации, компьютер как развивающая среда, компьютер как обучающее устройство.

На уроке истории в 6 классе «Русь и Орда»» электронная презентация активно использовалась на этапе закрепления знаний — кроссворд, а на уроке истории «Общественное движение» видеозапись участников занятия имела информационно-развивающий характер на этапе изучения материала; на уроке обществознании «Домашнее строительство» девятиклассники воспользовались электронным изданием в целях получения необходимой информации.

Обучение истории – процесс длительный и достаточно сложный. Ученик должен усвоить сотни новых событий, понятий, и научиться свободно ими оперировать. Для построения конструктивных отношений с подростками важно учитывать их потребность в личностном общении со сверстниками и взрослыми, удачно сочетать доминирующие приёмы и принципы обучения.

Хочу выделить преобладающие в моём стиле педагогической деятельности методы обучения.

 Метод проблемного изложения подразумевает, что учитель в процессе изучения нового материала показывает образец научного поиска. Он создаёт проблемную ситуацию, учащиеся анализируют её и затем выполняют все этапы решения проблемы.

Исследовательский метод в обучении истории преследует цель – развитие интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательского проекта. Такая деятельность носит личностно ориентированный характер, и мотивами выполнения учащимися исследовательских проектов служат: познавательный интерес, ориентация на будущую профессию, удовлетворение от процесса работы.

Я стараюсь придерживаться следующих принципов обучения.

Принцип обучения в ходе личностного общения. Общение – ведущий вид деятельности подростков. Поэтому обучение обществознания следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, ученики чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги.

Принцип обучения на доступном для ученика уровне и оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путём реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)

Принцип переноса большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий.

Принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса школьников к изучаемому материалу и процессу обучения.

Результативность работы

Показатели учебной деятельности учащихся по истории и обществознанию определены согласно нескольким методикам и показаны в таблице в сравнении за три учебных года.

 

Параметры

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

 

Степень обученности

(по Шамотовой Т.И., Давыденко Т.М.)

0,19

0,21

0,23

 

Коэффициент мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся

47%

51%

52%

Общая успеваемость

100%

100%

100%

 

Коэффициент эффективности обучения

36,7%

40,6

42,3%