Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам.

XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача — научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос об использовании новых современных технологий обучения иностранным языкам в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

В современной педагогической практике применяются различные технологии обучения, с помощью которых резко возрастает интерес обучающихся к предмету, повышается успеваемость, уровень интеллектуальной культуры.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, интернет — ресурсов помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

В процессе применения учителем информационных технологий обучающиеся реализуют творческие виды деятельности, что включает умения расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать, высказывать свои мнения и суждения, аргументировать их, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в тексте на английском языке, делать краткие сообщения на заданную тему.

Всё вышесказанное позволит обучающимся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран; получения сведений из иноязычных источников информации, необходимых в образовательных целях; расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, активизации их творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.

Использование компьютерных и информационных технологий на второй и третьей ступенях обучения позволяет обучающимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта. В процессе обучения обучающиеся не только совершенствуют знания, приобретённые ими за предыдущий период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями).

В настоящее время применяются разнообразные формы организации образовательного процесса. Так как информационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством, то подобные технологии обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Всё это позволяет увеличить мотивацию учащихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.

Компьютер на уроках иностранного языка позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.

Для использования на уроках иностранного языка в настоящее время предлагается широкий спектр компьютерных программ:

обучающие программы — для приобретения определенных знаний, умений и навыков;

тренирующие программы — для закрепления знаний и умений;

контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;

игровые программы

Используя компьютерные программы реализуются следующие цели и задачи:

1. при обучении фонетике:

а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;

б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.

2. при обучении грамматике:

а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;

б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями – например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);

3. при работе с лексикой:

а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;

б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.

4. при обучении чтению:

а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;

б. формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей, оказание справочно-информационной поддержки путём предоставления языковой информации (электронные энциклопедии, автоматические словари).

Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и немецком языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению английского произношения, выработке корректной интонации английского языка.

Использование информационных технологий также способствует осуществлению групповой работы, позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию (внутри группы и с внешним миром), даёт возможности для организации коллективного творчества (технологии Web 2.0), поиска информации в открытых информационных сетях (при создании проекта и подготовки индивидуальных заданий) и подготовку отчётов о выполненной работе или проведённом мероприятии.

Большие возможности для обучения школьников иностранным языкам предоставляют средства мультимедиа. Характерным отличием мультимедиа является высокая информационная плотность и полный набор наиболее эффективных обучающих компонентов – это синтез текста, наглядности, и аудио материалов, которые позволяют воспринимать информацию полимодально, с активизацией нескольких информационных каналов, что позволяет задействовать наиболее эффективные способы восприятия для каждого учащегося.

Так, применение на уроках информационных технологий обеспечивает прочный результат, прежде всего благодаря использованию творческого потенциала обучающихся, что приводит к формированию ситуации успеха и повышает мотивацию в учении.

Педагогический процесс – это сотрудничество с учеником, когда учитель помогает в преодолении трудностей, объясняет, показывает, напоминает, намечает, подводит, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, воодушевляет, доставляет школьнику радость общения, помогает обучающемуся развиваться, совершенствоваться.

Результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, что максимально активизирует познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность обучающихся.

Таким образом, информационно- компьютерные технологии являются средством активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка.

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Я применяя информационные технологии в своей работе. Учащимся очень нравится такие уроки и они выражают свои положительные отзывы.



"
"