Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирован

Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

Самоконтроль — определение правильности выполненного действия.

Критерии оценки сформированности самоконтроля в процессе решения простой арифметической задачи.

1. Предварительный самоконтроль на ориентировочном этапе решения арифметической задачи. Акцент на наблюдении:

Мы все знаем, что дети бывают: визулы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) – через логическое осмысление. И мы учителя должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть сообщений.

Чтобы определить к какому типу рефлексии относится ребенок посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Визуалы послушно открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы, прежде чем записать дом задание, попросят учителя озвучить запись на доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут эту информацию себе в дневник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных упражнений прямо в учебнике.

особенности чтения текста арифметической задачи (читает внимательно / невнимательно, замечает / не замечает и исправляет / не исправляет ошибки);

Аудиалы внимательно слушают чтение текста арифметической задачи, поднимают руку, если видят ошибку при чтении одноклассниками текста задачи, смотрят на меня;

Визуалы – следят по учебнику,

Кинестетики – стучат карандашом, вертят ручки, мнут бумагу, но не смотрят в учебник.

2. Текущий самоконтроль: в процессе анализа лексико-грамматических конструкций,

(например, дано задание: найти сумму чисел 456 и 323):

Аудиалы на слух (вербально) воспринимают задание и приступают к выполнению задания.

Визулам надо написать на доске 456 + 323 =

Кинестетикам надо напомнить, что «плюс» — это счет в правую сторону в числовом ряду, а «минус» — счет в левую сторону.

ДИСКРЕТЫ ДОЙДУТ СВОИМ УМОМ, НО ТАКИХ МАЛО.

3. Итоговый самоконтроль: проводится анализ устных ответов и письменных работ обучающихся по следующим параметрам: а) наличие / отсутствие сверки полученного результата с конечным вопросом арифметической задачи.

Аудиалы ответы пишут со слов учителя или запоминают при разборе задачи.

Визулам требуется запись на доске.

Дискреты доходят своим умом.

Чтобы работа по формированию навыка самоконтроля была более эффективной, необходимо:

1.Создавать потребность в самоконтроле.

Например:

Узнайте длину парты. Каким мерами вы будете пользоваться?

2. Предлагать обучающимся такие знания, неправильность полученного ответа которых выясняется только в результате проверки.

Прямой угол больше острого.

3. Сообщать обучающимся способ проверки выполняемого задания. Разъяснять, что проверять надо на только окончательный, но и промежуточный результат.

В школе 80 мальчиков, а девочек на 20 больше. Сколько учеников в школе?

4. Иногда преднамеренно допускать ошибки на доске.

Например: 225 + 200 = 500

5. Предлагать обучающимся самим оценить свою работу (контрольную и самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

6. Предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.

В заключение хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих обучающихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.