Использование ЭОР в коррекционной работе

1.3. Использование ЭОР в образовательном процессе

Таблица 1. Логопедические тренажеры

Название

Возрастная

категория

Речевые

нарушения

«Дельфа-141, 142″

От 3 лет до 12 лет

ОНР, ФФНР, ФНР, дисграфия, дислексия

«Игры для Тигры»

От 3 лет до 7 лет

ОНР, ФФНР, ФНР

Таблица 2. Компьютерные развивающие игры

Название

Возрастная

категория

Речевые

нарушения

АЛИК – СКОРО В ШКОЛУ!

От 4 лет до 6 лет

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

РЕКС В ДЕТСКОМ САДУ

От 5 лет до 9 лет

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР, дисграфия, дислексия

МАЛЕНЬКИЙ ИСКАТЕЛЬ

От 3 лет до 6 лет

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

Таблица 3. Онлайн игры.

Название

Ссылка

Речевые

нарушения

Сайт «Теремок» детские развивающие игры

http://www.teremoc.ru/game/gamee.htm

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

Детский портал Солнышко. Развивающие игры

http://www.solnet.ee/games/g1.html#11

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

Детские электронные презентации и игры

http://viki.rdf.ru/

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

Сайт детских компьютерных игр «Логозаврия»

http://www.logozavr.ru/

ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР

Логопедическая коррекционная программа

«Игры для Тигры» {3+} (2003)

Название игры: Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»Возраст, для которого предназначена игра: 4+Год: 2003Тип издания: LЖанр: Обучение речиРазработчик: ЛогопунктТаблетка: присутствуетЯзык интерфейса: РусскийСистемные требования:Windows 95/98/NT/ME/2000/XPПроцессор: Pentium 233 МГцПамять: 32 МБВидеокарта: 1 МБ, 800х600, DirectX 5.0Аудиокарта: Совместимая с DirectX 5.0Свободное место на ЖД: 200 МБГарнитура: Стандартный микрофонОписание:Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение».

Скриншоты:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «ДЕЛЬФА-142″

Описание

Тренажер «Дэльфа-142″ — аппаратно-программный комплекс для коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.

Более 60 упражнений в игровой форме, с максимальной наглядностью.

Разнообразный стимульный материал: картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь позволяет работать как в добукварный, так и в букварный период.

Несколько уровней сложности и режимов работы, соответственно индивидуальным возможностям ребенка.

Система словарей: более 8000 слов и предложений, в том числе тематические словари по программе начальной школы.

Возможность создания собственных словарей с учетом лингвистических особенностей учеников.

Компьютерные требования

Pentium 166 MHz/32 Mb. SVGA 800х600 True Color (24 bit).

Производитель

ООО «Дэльфа М»

Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-142» (г. Москва).

Эта программа представляет собой тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения у детей и взрослых. Данная разработка является программно-аппаратным комплексом, так как использует нестандартное устройство обработки звука в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS .

Технически визуализация звучащей речи в данном комплексе достигается при помощи улавливания звуков микрофоном, преобразовании их в дополнительном устройстве, передаче сигнала на процессор и дальнейшем отображении компонентов звучащей речи на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации. Отображение сохраняется на экране монитора в течение любого времени, необходимого для анализа проведенной деятельности.

Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:

·        речевое дыхание,

·        голосоведение,

·        фонетическое оформление звучащей речи,

·        темпо-ритмическая организация речи,

·        коррекция

При этом на экране отображается:

·        длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз;

·        активный, короткий выдох речевой выдох;

·        наличие или отсутствие голоса;

·        сила и высота голоса;

·        громкость и длительность звука;

·        слоговая структура слова;

·        словесное и логическое ударение.

Для того чтобы дать более чёткое представление о содержании программы более подробно опишем структуру программы:

 

Раздел «Звук»

 

       Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).Включает 19 упражнений, распределенных по типам:

·         «Задуй свечки», «Чашка чая», «Бабочка» и «Сказочный замок» предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;

·         «Колобок» и «Бегемотик« помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;

·         «Елочка» и «Репка» — для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе;

·         «Картинка из кубиков» и «Скатерть-самобранка» — для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз;

·         «Вертолет» и «Подводная лодка» — для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса;

·         «Паровоз» и «Фонтан» — для отработки правильного произношения глухих согласных звуков;

·         «Космический стрелок» и «Индеец» — для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса;

·         «Речевая волна» для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;

·         «Речевая волна 2″ — применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат;

·         «Спектр» — для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных.

 

Раздел «Буква»

 

       Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений)

·         «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)» предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок;

·         «Найди букву», «Найди букву (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии;

·         «Картинки» — для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем;

·         «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок;

·         «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

  

Раздел «Слог»

 

Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове. (4 упражнения)

§         «Найди слог» для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

§         «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.

§         «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.

 

 

Раздел «Слово»

 

Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений)

·         «Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки (для отличников)». С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.

·         «Мозаика» и «Мерцающая мозаика» для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

·         «Найди имя существительное», «Найди имя прилагательное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Определи число имени существительного», «Определи род имени существительного», «Определи число имени прилагательного», «Определи род имени прилагательного», «Определи число глагола», «Определи время глагола», «Определи род глагола», «Найди предлог», «Антонимы».

Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.

Раздел «Предложение»

 

        Коррекция лексико-грамматической стороны речи. (8 упражнений)

·        «Восстанови предложение», «Составь предложение», «Вставь пропущенное слово», «Выбери форму слова», «Вставь предлог», «Вставь предлог (для отличников), «Вставь союз», «Закончи предложение» — предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. Также комплект содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч. Это общие и тематические словари (как, например, «Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.

   Более подробно познакомиться с тренажером «Дельфа-142» можно на сайте разработчика.

Коррекция письменной речи

с использованием логопедического тренажера

«Дельфа-141″

Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе, что способствует дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями. Информационные технологии расширяют арсенал средств учителя – логопеда, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач. Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным: мотивировать детей к трудным для них видам деятельности; моделировать предметное содержание сложных и скрытых непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому; моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.); вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени; расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения. Логопедический тренажер «Дельфа – 141» — далее: тренажер — предназначен для коррекции произношения и отработки дифференциации парных глухих и звонких согласных в письменной речи учащихся младших классов с недостатками интеллектуального развития, детей-инвалидов по слуху и речи, а также детей с ограниченными возможностями в большинстве упражнений логопедического тренажера «Дельфа – 141» отрабатываются пары согласных в твердом и мягком звучании. Во всех упражнениях соблюдается единый принцип: работа только с одной парой звуков. Отрабатываемые буквы находятся в начале слова в сильной позиции перед гласными первого и второго ряда или сонорами. Также включены словари, содержащие слова с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. Часть упражнений построены в виде учебных заданий, а часть – в форме игры и иными возможностями здоровья и проблемами в развитии.

Логопедический тренажер «Дэльфа-141″В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер «Дэльфа-141″ (методическое руководство — зам. директора Пушкинской специальной (коррекционной) школы VIII вида Московской области А.Ю. Исаков, координатор — А.Б. Меньков, программисты А.К. Левин и А.М. Плахова). Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения Логопедического тренажера часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и для решения сходных педагогических задач. Так, упражнение «Воздушный шар» применялось для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение «Перекресток» — для развития пространственной ориентации, отработки понятий «верх-вниз-вправо-влево». Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображенные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли применение в качестве дополнительного средства в работе по развитию остаточного слуха, звуковой дифференциации, соотнесению звука и слова.

Упражнение «Воздушный шар»

Упражнение «Наши животные»

Начиная с 1998 г., разработка продуктов для дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов передана по договору на предприятие «Дэльфа М». Здесь под руководством А.Б. Менькова и А.Ф. Попова программа «Дэльфа-141″ (серийно выпускалась под названием «Фонема») была расширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продолжение в программе Логопедического тренажера «Дэльфа-142″ (1999-2000).

Фазы выполнения упражнения «Цирк»

ПЕРЕЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

АЛИК – СКОРО В ШКОЛУ!

обучающая игра для детей 4 – 6 лет.

Цель: развитие мышления (классификация, сериация), внимания, упражнение в ориентировке в пространстве, закрепление пространственных предлогов, наречий (над, за, перед, справа, слева, внизу, вверху), активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий), закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки.

В обучающей игре «Алик – скоро в школу!» дети познакомятся с милым и добрым щенком по имени Алик, который в веселой и ненавязчивой форме поможет подготовить ребенка к обучению в школе, расскажет ему много интересной и полезной информации. Яркие и живые персонажи, а также простота управление в игре доставят Вам и Вашему малышу огромное удовольствие. Веселые игры и интересные задания будут ждать Вас на каждом шагу и радости ребенка не будет предела, когда, выполнив все тесты Алика, он окажется у ворот виртуальной школы!

Содержание

ОБУЧАЮЩАЯ СТРАНИЦА

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

СИГНАЛЬНАЯ КАРТИНКА

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

вороны

«АТЕЛЬЕ»

гномы

«ИСПУГАЙ ПТИЦУ»

клумба

«НАЙДИ ГРИБОК»

грибы

«СТРЕЛЬБА ПО ШАРИКАМ»

скворечник

«ХУДОЖНИКИ»

радуга

КОНТРОЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ:

КОНТРОЛЬНАЯ СТРАНИЦА

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

СИГНАЛЬНАЯ КАРТИНКА

«САД 1»

№1

«СОБЕРИ ОВОЩИ»

червячок

№1

«СОСЧИТАЙ КРАПИНКИ»

божья коровка

«САД 2»

№2

«НАУЧИ ПОПУГАЯ»

попугай

№2

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУКЕТ»

клумба

№2

«ПОМОГИ ПЧЕЛКЕ НАЙТИ ДОРОГУ»

ульи

«ОГОРОД»

№3

«СОСЧИТАЙ ПТЕНЦОВ»

гнездо

№3

«УМНЫЙ ДЯТЕЛ»

дятел



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст