Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Нуянзина Марина Ивановна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32» 430031, РМ, г.о.Саранск,

ул. Лихачева, д.40

Учитель химии

21 год,

Педагогический стаж 21 год

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Межпредметные связи на уроках химии, как основной вид представления инновационного метода обучения интеграции.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.    Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Наши учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.     Таким образом, интеграция химии и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами уже сейчас является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Интеграция увеличивает информативную емкость урока. Сочетание ИКТ и традиционных методов обучения делает интегрированные уроки практико- ориентированными, обеспечивающими учащимся  получения адекватного  современным запросам школьного образования. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости, требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах.  

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Интегрированные уроки химии с другими учебными дисциплинами можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы об учения с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий.

Для учащихся такой вид деятельности — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий учителем и грамотное применение методов интеграции. Использование интегрированных уроков химии и других учебных дисциплин предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока. Не менее важным условием является  наличие разнообразных средств обучения: компьютерных, альтернативных учебных пособий, справочной литературы, ресурсов Интернет.

Результат изменений

Интеграция уроков химии с другими учебными дисциплинами позволяет получить ученика, владеющего не только биологической терминологией, но и умением применять свои разносторонние глубокие знания на практике.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

На школьном сайте schoolrm.ru\schools\sc32sar. размещён интегрированный урок по теме: «Решение задач на растворы» (интегрированный урок по химии и математике.)

III. Описание инновационного опыта учителя

Что такое интеграция?

Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия — единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу — современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Т.о., основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире. Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это всё взаимосвязано. Межпредметная интеграция — это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни. Что дает данная работа учителю?· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.· Освобождает учебное время для изучения другого явления.· Исключает дублирование учебного материала.· Усиление межпредметных связей. Что дает данная работа ученику?· Активизация мыслительной деятельности.· Интенсификация учебного материала.· Расширение сферы получаемой информации.· Подкрепление мотивации в обучении.· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.· Снижение перегрузок. Из опыта работы

Проекты государственных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, т. е. формирование ключевых компетентностей. В результате человек-выпускник должен быть успешным, компетентным, профессионально мобильным, умеющим учиться на протяжении всей жизни. Это и есть основная задача российского образования.

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Школьный предмет «Химия» является интегрированным, он весь пронизан межпредметными связями. Современная химическая наука – сложный комплекс. Необходимо показать ребятам, что знания, полученные на одном уроке, пригодятся и на другом. Именно стремление к интеграции в области образования, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство.

В учебниках нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко решить, используя интегрированное обучение, и плюсом также является — экономия учебного времени.

При проведении интегрированных уроков наблюдается много плюсов:

Повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;

Развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Повышает качество знаний.

Формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.

Способствует исследовательской деятельности.

Проводимые интегрированные уроки биологии и литературы помогают раскрыть творческие способности учащихся. Такие уроки полезно проводить при изучении различных тем, на которых учащиеся создаю картины природы и поздравительные открытки. Такой урок у учащихся способствует не только развитию дизайнерских способностей, но и развитию познавательного интереса к литературе

И в заключение хочется отметить, что цифровые образовательные ресурсы в настоящий момент составляют основу образовательной системы России и мира. Поэтому необходимо формировать информационную компетентность учащихся именно сейчас, чтобы в будущем мы получили успешного человека.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения

изменений

Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах, публикации в интернете на сайте schoolrm.ru\schools\sc32sar.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Забатурина Ольга Александровна, заместитель директора по УВР

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» 430031, РМ, г. Саранск, ул.Лихачева, д.40

55-62-24 , электронный адрес [email protected]/ru