Интерьер крестьянского дома

Тема: «Интерьер крестьянского дома»

Цель:

Образовательная:

познакомить с понятием интерьер и особенностями в крестьянском

жилище,

способствовать формированию понятий: духовное и материальное.

Развивающая:

Научить наблюдению и восприятию увиденного,

Способствовать развитию кругозора по деревянному зодчеству и интерьеру крестьянской избы,

Развивать интерес к познанию прекрасного,

Воспитывающая:

Воспитывать любовь к прекрасному, памяти предков, к миру красоты.

Тип: урок – исследование и изучение нового учебного материала.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея)

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.

Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал: предметы быта, музейные экспонаты, таблица символов в народном орнаменте; музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока:

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний.

? По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

А что вы знаете о сибирской крестьянской избе, что можете рассказать?

Выбор леса: на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.

Время строительства жилья и выбор места: Нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.

? Какие обычаи использовались?

Обычаи. При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.

? А знаете ли вы какие-нибудь приметы?

Переезд в новый дом: Переезд в новый дом сопровождался множеством примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.

Въезд в новый дом – в Древней Руси целое ритуальное действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать: на первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой (они способны видеть и прогонять злобную нечисть); на вторую – петуха с курицей; на третью – поросёнка; на четвёртую – овцу; на пятую – корову; на шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу», не то «жизни не будет».

Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь.

Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток. Держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи, а потом за эту нитку «втаскивал» прочих новосёлов по старшинству. Смысл обычая таков: люди собираются осваивать новый, неизведанный, «иной» мир. А попасть в «мир иной» — небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно-то, как предполагают учёные, замещается нитью.

Вход в новый дом сопровождался обрядом переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдём со мной!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши, в старом лапте или валенке. В новом доме «дедушку-суседушку» уже ждало угощение: хлебец с солью, горшочек каши, чашка воды или медового напитка.

Старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые «символы обжитости»: домашние изваяния Богов (в христианскую эпоху – иконы), огонь очага, домовой сор и даже…лукошко навоза из хлева.

Формирование новых знаний. (Презентация).

? А что такое «изба»?

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.

В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Давай поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окон;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовском добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печёного теста.

Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо – золотистый цвет. Его природную красоту особо остро чувствовал крестьянин.

Внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из большого помещения, условно поделённого на два основных центра – духовный и материальный.

? Что вы понимаете под словом материальный?

(Под материальным мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния).

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. Не случайно печь – распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

? Какие сказки вы знаете, где говорится о печи?

Печь заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома.

(учебник, стр. 30)

Обрати внимание на форму печи и отдельные её детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки, а также деревянный ушат с водой. А в самом низу тёмным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлением крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нём птиц, зверей.

Русская печь – удивительное изобретение. Каких только «профессий» она не знает.

Главная из них — давать людям тепло. Печь занимала почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.

В старину избы топились по-чёрному – печь не имела трубы. Едкий дым уходил через отверстие в крыше или через окошки под потолком. «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать»,- говаривали в старину. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров.

В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, овощи. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб «тяжел» и вреден для желудка.

На печи, самом тёплом месте избы, спали старики, а на пристроенном сбоку настиле – полатях – дети.

Если крестьянин не имел бани, то использовал как парилку русскую печь. После топки из неё удаляли угли, хорошенько выметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Правда, обмываться приходилось в сенях.

Отсюда — уникальная конструкция традиционной русской печи. Фактически это было целое помещение с высоким сводом. Бедняки мылись таким образом и в XIX веке.

Бабий кут – женский угол

? А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме?

(женщина)

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

Угол напротив устья печи был кухней и назывался «бабий кут» (кут - старинное название угла). Здесь располагалось все необходимое для приготовления пищи: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа с пестом и ручная мельница. Кочергой женщина выгребала золу из печи. Ухватом отправляла в жар горшки с пищей. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помелом хозяйка подметала днище печи, куда лопатой сажала хлебное тесто. В бабьем куту на полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.

Красный угол

В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё называли в народе больщой, святой. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные тканым вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.

Красный угол – почётное место в избе – находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампадка.

Гость, входивший в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.

Мужской угол

От дверей до боковой стены была устроена лавка – конник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали.

Детский угол

Для новорождённого подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Внутреннее убранство дома

Значительное место в избе занимал деревянный

ткацкий стан –кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные детали украшали розетками – знаками солнца, а также изображениями коней

Главным предметом мебели считался стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места.

Разница между лавкой и скамьёй достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.

Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Вертикальная доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда и название лавки «коник», на ней мужчины обычно занимались хозяйственными делами.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

Ларь использовался для хранения продуктов или зерна. Ставился чаще всего в сенях.

По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки, которые и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и всё, что создавал талантливый русский народ.

Закрепление знаний.

? Зачем люди украшали окружающие их предметы?

? Зачем людям красота?

Практическая работа.

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами, используя предложенные схемы изображения внутреннего пространства.

Анализ работ.

Оценка за работу.

Домашнее задание.

1 уровень сложности.

Подобрать иллюстрации по теме «Предметы быта».

2 уровень сложности.

Побывать у бабушек и дедушек вашего села, собрать интересный материал о старинных бытовых предметах и их использовании.