Игра Умники и умницы Тема Избирательное право в демократическом обществе Внеклассное м

Игра «Умники и умницы»

Тема: «Избирательное право в демократическом обществе» Внеклассное мероприятие обществознание в 9-11 классах.

Автор работы: Аникина Татьяна Александровна МКОУ-СОШ с Крутояр, Екатериновского района, Саратовской области

Цели игры:

раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;

развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать, свою точку зрения по предложенным вопросам;

способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания;

повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.

Задачи проведения игры:

Овладение знаниями и практическими навыками, необходимого для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;

Формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права;

Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;

Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.

Правила игры:

Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами. Все остальные участники выступают теоретиками. Если агонист не может дать правильного ответа, на вопрос отвечает теоретик, первым поднявшим руку. За правильный ответ он получает «Орден умника». В каждом агоне участвуют три агониста. Каждый из них имеет право выбрать дорожку (кабину), на которой будет играть. Для этого проводится конкурс «Розыгрыш дорожек». Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два этапа), но на ней нельзя ошибаться. Если агонист ошибся, он становится теоретиком. Если же он правильно ответил на два вопроса, агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают теоретики (за самые быстрые и точные ответы теоретики получают орден «Умника»). На желтой дорожке три этапа, ошибаться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибаться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками. Жюри называется ареопаг. Члены ареопага определяют правильность ответов, порядок выступлений теоретиков, решают спорные вопросы.

Оформление мероприятия:

На ватманах записаны высказывания известных людей:

«Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Яспенс, немецкий философ) .

«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон, французский политолог).

Для участников и зрителей приготовлены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «О выборах Президента Российской Федерации», а также Памятка «Я избиратель». Ордена «Умник» для теоретиков.

Зал оформляется в виде избирательного участка:

За столом – члены ареопага;

В избирательных кабинах – агонисты принимают решения;

Наблюдатели (в данном случае – теоретики) располагаются на скамьях;

В зале – зрители.

Подготовка мероприятия:

Учитель выбирает трех членов ареопага из числа учащихся 11 класса, лучше других успевающих по обществознанию. Среди учащихся 10 классов проводится тестирование по избирательному праву, для определения агонистов и теоретиков. 9 класс — зрители. Всем предлагается повторение темы «Избирательное право».

По результатам тестирования: обучающиеся набравшие большее количество баллов – агонисты (9 человек);

Обучающиеся набравшие чуть менее баллов – теоретики;

Остальные – зрители.

Между агонистами проводится жеребьевка, для определения трех троек игроков.

Отборочный тест

1.Право быть избранным в органы государственной власти называется: А) активное избирательное право Б) пассивное избирательное право В) классическое избирательное право

2. Выборными являются должности: А) министра Б) Президента В) директора школы Г) депутата

3.Гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации, достигнув возраста: А) 40 лет Б) 30 лет В) 35 лет

4.Гражданин Российской Федерации имеет право быть избирателем, достигнув возраста: А) 16 лет Б) 18 лет В) 21 года

5.Всенародное голосование, проводимое для выявления отношения всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни, называется: А) ратификация Б) свободные выборы В) референдум

6.Президент Российской Федерации избирается на срок: А) 4 года Б) 5 лет В) 8 лет

7.Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является: А) Министр обороны РФ Б) Председатель Правительства РФ В) Президент РФ

8.Парламент в Российской Федерации называется: А) Государственная Дума Б) Совет Федераций В) Федеральное собрание

9.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение: А) 10 лет Б) 5 лет в) 15 лет

10. Президент РФ является: А) Председателем Правительства б) главой государства В) Председателем Федерального Собрания.

Игра.

Играет первая тройка.

ПЕРВЫЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение: Избирательная система. (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1.

Зеленая дорожка

Что такое демократия и каковы ее основные признаки?

Желтая дорожка

Что такое либеральная демократия?

Красная дорожка

Является ли демократия идеальным политическим режимом?

Этап 2

Зеленая дорожка

Каковы особенности нынешней российской демократии?

Желтая дорожка

В чем суть избирательных прав граждан?

Красная дорожка

Кто не имеет права избирать и быть избранным?

Этап 3

Зеленая дорожка

На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

Желтая дорожка

Как осуществляется голосование избирателей?

Зеленая дорожка

Какова основная цель выборов?

ВТОРОЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение – Всеобщее избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1

Зеленая дорожка

В чем суть избирательного права?

Желтая дорожка

Кто не имеет права избирать и быть избранным?

Красная дорожка

На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

Этап 2

Зеленая дорожка

Как осуществляется голосование избирателей?

Желтая дорожка

Какова основная мысль высказывания К. Ясперса?

Красная дорожка

Какова основная мысль высказывания Р. Арона?

Этап 3

Продолжи фразу

Зеленая дорожка

Ценз оседлости — ?

Желтая дорожка

Ценз пола — ?

Зеленая дорожка

Возрастной ценз -?

Играет вторая тройка.

ПЕРВЫЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение – Выборы органов власти (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1

Зеленая дорожка

В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?

Желтая дорожка

С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?

Красная дорожка

Кто может быть избран Президентом РФ?

Этап 2

Зеленая дорожка

Кто не имеет права быть Президентом РФ?

Желтая дорожка

На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?

Красная дорожка

Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?

Этап 3

Зеленая дорожка

Что такое право голоса?

Желтая дорожка

Кто обладает правом голоса?

Зеленая дорожка

Почему важно, голосуют граждане или нет?

ВТОРОЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение – Референдум (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1

Зеленая дорожка

Какие знания необходимы избирателям для сознательного участия в выборах?

Желтая дорожка

Что дает человеку участие в выборах?

Красная дорожка

Какой город в Древней Руси стал символом народного самоуправления и вольности?

Этап 2

Зеленая дорожка

Какие сословно-представительные органы были созданы в Московской Руси?

Желтая дорожка

С какого периода в России существует постоянная избирательная система?

Красная дорожка

Какие органы самоуправления существуют в нашем регионе?

Этап 3

Зеленая дорожка

Что такое местное самоуправление?

Желтая дорожка

Какие вопросы могут и должны решать органы местного самоуправления?

Зеленая дорожка

Как осуществляется голосование?

Играет третья тройка.

ПЕРВЫЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение – Равное избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1

Зеленая дорожка

Всегда ли выборы являются демократическими?

Желтая дорожка

В чем разница между прямой и представительной демократией?

Красная дорожка

Как происходит подсчет голосов?

Этап 2

Зеленая дорожка

В каком возрасте можно стать кандидатом на должность Президента РФ?

Желтая дорожка

В каком возрасте можно стать кандидатом на должность депутата Государственной Думы?

Красная дорожка

В каком возрасте можно стать кандидатом на должность главы местного самоуправления?

Этап 3

Зеленая дорожка

Что такое предвыборная агитация?

Желтая дорожка

Какова роль СМИ в ходе подготовки и проведения выборов?

Зеленая дорожка

Какие формы предвыборной агитации вам известны?

ВТОРОЙ АГОН

Розыгрыш дорожек

Дайте определение – Прямое избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)

Этап 1

Зеленая дорожка

Что такое активное избирательное право?

Желтая дорожка

Что такое пассивное избирательное право?

Красная дорожка

Что такое избирательный ценз?

Этап 2

Зеленая дорожка

Какой ценз существует в современном избирательном праве?

Желтая дорожка

Какие категории граждан лишены избирательных прав по российскому законодательству?

Красная дорожка

Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает в 14 лет?

Этап 3

Зеленая дорожка

Какие органы государственной власти в РФ формируются выборным путем?

Желтая дорожка

Какие органы местного самоуправления в нашей стране формируются выборным путем?

Зеленая дорожка

В каком возрасте можно стать кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации?

По итогам игры выявляются финалисты (1-3). Если в финал вышли не 3 агониста, то в финале вместо них, могут участвовать теоретики набравшие больше всего орденов за весь ход игры. Для выявления победителя игры проводится финал. Обучающиеся выполняют упражнение «Займем позицию». Каждый финалист получает одно утверждение, в ходе анализа которого (2-5 мин) необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции:

Работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному голосу;

Выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями;

Участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

Победителя игры определяют члены ареопага. В заключении награждение.

Дополнительный материал

Памятка «Я голосую»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст