ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНО

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Выполнила:

Воспитатель Хазиева А М

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровых технологий в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения6

1.1.Понятия «игра» и «игровые технологии»6

1.2.Игровые приемы в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения13

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 118

Глава 2. Экспериментальное исследование20

2.1. Организация и методы исследования20

2.2. Интерпретация результатов исследования24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 232

ЗАКЛЮЧЕНИЕ33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36

ПРИЛОЖЕНИЕ39

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки впечатлений, полученных из окружающего мира.

Объект работы – старшие дошкольники.

Предмет работы – игровые технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Цель работы – изучить влияние игровых технологий на успешность освоения правил дорожного движения.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

Рассмотреть понятия «игра» и «игровая технология»;

Изучить игровые приемы в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения;

Провести экспериментальное исследование;

Дать интерпретацию результатам исследования.

Гипотеза работы: с помощью игровых технологий дети старшего дошкольного возраста лучше усваивают правила дорожного движения.

В качестве теоретико-методологической основы работы выступают теоретические аспекты изучения игровых технологий в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения.

Эмпирическая база исследования включает в себя следующие методики:

Вопросник для проверки знаний детьми ПДД в старшей группе.

Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова» (А.И.Замалеева).

Методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи предложение» (А.И.Замалеева).

Исследование проводилось в старшей группе МАДОУ детского сада №328 г.Казани. Выборка составила 22 ребенка, из них 12 мальчиков, 10 девочек.

Практическая значимость работы: результаты работы могут использоваться воспитателями детских садов, а также всеми, кому интересна рассматриваемая нами тема.

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровых технологий в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения

Понятия «игра» и «игровые технологии»

Игра – это удивительный феномен нашего существования. Игра является одним из основных видов деятельности человека. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции [3, С.187]:

- развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи следующие черты [6, С.109]:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, импровизационный, активный характер деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки впечатлений, полученных из окружающего мира.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими, например: наблюдениями, беседами, чтением.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни [11, С.27].

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, что складываться еще в дошкольном детстве [9, С.67].

Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья [12, С.102].

В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях [17, С.224]:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [19, С.98].

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [21, с.45].

По виду деятельности педагогические игры делятся на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса игры делятся на следующие группы [21. С.56]:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения.

Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения).

Составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – это форма интеллектуальной деятельности («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.).

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются» [28].

Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель [24. С.105].

Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе разные приемы игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые приемы в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города [22, С.136]:

- ребенок – пешеход;

- ребенок – пассажир городского транспорта;

- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, снегокат, ролики).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Это возможно при соблюдении следующих условий:

- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;

- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;

- формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Ознакомление детей с правилами дорожного движения можно начать с организации предметно-развивающей среды, а именно с организации так называемого «Островка безопасности», в котором представить наборы транспортных средств, иллюстрации, дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Перекресток» и др., атрибуты для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры с применением современных технологий.

Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Примеры некоторых игр приведем в Приложении 1.

Эффективными являются целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ПДД. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность поведения.

Можно организовать целевую прогулку на перекресток, где использовать такие игровые приемы, как словесные дидактические игры, которые помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора, распознавать элементы дороги. Например игра «Как могут ехать машины» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами; игра «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Угадай знак» закрепляет знание дорожных знаков.

В сентябре и мае можно проводить развлечения и праздники для детей по правилам безопасного поведения на дороге с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, где дети вместе с родителями играют в подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения, например: «Азбука безопасности», «Как Незнайка шел в детский сад», «Как дети научили Бабу-Ягу правилам дорожного движения» и другие.

В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления.

Примеры алгоритмических игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения.

В работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры.

Необходимо проводить диагностику знаний детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных корректировать дальнейшую работу, какие задачи поставить, какие игровые приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье. Поэтому необходимо тесно сотрудничать с ними по данному вопросу, дать рекомендации, как вести сея на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В заключении можно сказать, что каждому воспитателю, педагогу необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, уметь применять эти знания на практике с учетом возрастных особенностей детей и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. И возможно, тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

На основе изложенного в первой главе, можно сделать следующие выводы.

Игра – это удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно.

Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Эффективными являются целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ПДД.

Можно проводить развлечения и праздники для детей по правилам безопасного поведения на дороге с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, где дети вместе с родителями играют в подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения.

Нужно использовать алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания.

Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1. Организация и методы исследования

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений. 

Исследование мы проводили на старших дошкольниках детского сада 328 г. Казани. Выборка составила 22 ребенка. Из них 12 мальчиков и 10 девочек.

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения мы применили:

Вопросник для проверки знаний детьми ПДД в старшей группе.

Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова».

Методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи предложение». 

Педагогическое обследование ребенка предполагает: 

- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы; 

- определение уровня сформированности учебных навыков; 

- определение уровня развития познавательной деятельности у детей. 

При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей: 

1. Не навреди ребенку. Все, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребенка, сохраняя его индивидуальный образ. 

2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребенка большую часть времени, проживающему с ребенком жизненные события (родителям). 

Вопросник для проверки знаний детьми правил дорожного движения в старшей группе

Вопросы

Уровень

I

II

III

1.Какой вид транспорта ты знаешь?

2.Для чего нужен пассажирский транспорт?

3.Где его ожидают люди?

4.Как называют людей едущих в пассажирском транспорте?

5.Правила поведения в автобусе

6.Что такое перекресток?

7.Что такое «зебра»?

8.Кто контролирует движение?

9.Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

10.На какие две части делится дорога?

11.Правила перехода улицы

12.Как узнать куда поворачивает автомобиль?

13.Где разрешается ездить на велосипеде?

14.Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»

15.Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

16.Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

17.Покажи дорожный знак «Велосипедное движение»

Характеристика уровней: 

Низкий уровень (I) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. 

Пограничный уровень между низким и средним – Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД. 

Средней уровень (II) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях. 

Высокий уровень (III) – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы. 

Информация по выявлению знаний детей о Правилах дорожного движения вносится в индивидуальную карту, с помощью условных обозначений: 

- I – низкий уровень; 

- II – средний уровень; 

- III – высокий уровень. 

Результаты индивидуальной карты на каждого ребенка вносятся в итоговую таблицу диагностики. 

Для выявления уровня подготовки знаний детей мы воспользовались разработками психолога А.И.Замалеевой:

Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова».

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи. 

Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар). 

Наземный транспорт 

Воздушный транспорт 

Предупреждающие знаки 

Запрещающие знаки 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст