Задачи по обществознанию 11 класс_44405

Задачи по обществознанию.

Как трудно общество создать!

Оно устроилось веками:

гораздо легче разрушать

безумцу с дерзкими руками.

Не вымышляйте новых бед:

в сем мире совершенства нет…

Н.М. Карамзин

Пояснительная записка

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

В последние годы во многих вузах страны профилирующим стал экзамен по обществознанию. Школьный курс обществознания направлен на получение учащимся знаний о человеке и обществе. Этот курс базируется на обществоведческих науках: философии, экономической теории, политологии, правоведении и др. Задача курса состоит в том, чтобы не только дать основы знаний по указанным дисциплинам, но и способствовать социализации личности, усвоению социальных и правовых норм, гуманистических ценностей, умений и навыков познавательной деятельности, воспитанию политической и экономической культуры. Данная программа элективного курса «Задачи по обществознанию» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 35 часов. Содержание элективного курса позволяет подготовить учащихся к написанию Единого Государственного Экзамена.

Новый подход к преподаванию обществознания ставит общей задачей –создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.

2. Воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины.

3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

5. Уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам.

7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

 

Цели и задачи курса:

- формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области обществознания, что должно подготовить их к ЕГЭ и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

- формирование у учащихся навыков письменного изложения мыслей – написание эссе, работа с документами;

- осознание ими требований, предъявляемых экзаменом к тем ученикам, которые выберут обществознание как вступительный экзамен;

-  ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

-  раскрытие закономерностей общественной жизни;

-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

-  создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

-  понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;

-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.

Ожидаемые  результаты

1. Освоение учащимися разных социальных ролей.

2. Активное участие молодежи в общественной жизни.

3. Участие в реализации социальных проектов.

4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.

6. Овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.

7. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения.

8. Знание и использование правовых механизмов защиты прав и свобод.

9. Выполнение заданий ЕГЭ.

Методические подходы

Приоритетными технологиями, используемыми учителем в преподавании элективного курса являются:

1.                Технологии личностно-ориентированного образования

2.                Технологии проблемного обучения

3.                Проектные технологии

4.                Учебно-социальные практики

5.                Технологии критического мышления

6.                Технологии эффективной речевой деятельности

7.                Информационно-коммуникационные технологии

8.                Здоровьесберегающие технологии

1. Технология личностно-ориентированного образования играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причём это объединение носит системный характер, где каждой технологии определены своё место и роль.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения и ключевые компетентности (общекультурные, учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы учебных проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.

2. Технология проблемного обучения и воспитания - это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания

3. Проектная технология - Образовательный процесс при этом учитель строит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — основной тезис понимания метода проектов. Проектный метод реализуется через:

- организацию деятельностного подхода;

  - создание ситуации  самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;

- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Позиция учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт.

4. Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:

-на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенном виде задания;

-ответственности учащегося за свой выбор;

-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.

5. Технология критического мышления представляет собой систему стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Она позволяет найти ответ на вопрос: Как научиться вести диалог с текстом? Образовательный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

6. Технология эффективной речевой деятельности способствует развитию личностных качеств, необходимых гимназистам для эффективного общения, умению выражать свои мысли, чувства и пониманию эмоционального состояния других, к осознанному желанию  говорить на литературном языке.  Эффективность достигается через:

- активизацию устной речевой деятельности учащихся;

- дифференцированную работу с разными видами текстов;

- использование разнообразных видов речевой деятельности учителя и ученика;

- мониторинг качества речи.

7. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

8. Здоровьесберегающие технологии -  совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как охрана и укрепление здоровья учащихся,  создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм, формирование в сознании учащихся ценностей здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровье — основа формирования личности, «без здорового не может быть по-настоящему духовного».

Тематический план

Основное содержание

лекция

практикум

1. Введение. Актуализация задач курса «Задачи по обществознанию»

1

1

2. Как писать эссе по обществу?

2

2

3. Общество и пути его развития

1

2

4. Человеческая деятельность

1

2

5. Экономика

1

2

6. Социальные отношения

1

2

7. Политика

1

2

8. Духовная жизнь

1

2

9. Право

1

2

10. Итоговое тестирование

2

5

Содержание программы

Тема 1. Введение. Актуализация задач курса «Задачи по обществознанию».

Цели и задачи курса. Учебники и учебные пособия для подготовки. Возможен выход в интернет на сайты:

Беседа. Входное тестирование, анализ которого позволяет повысить интерес и мотивацию к изучению курса.

Тема 2. Как писать эссе по обществу?

Понятие эссе, правила работы с источником.

Практическое занятие: написание эссе по выбранным темам.

Тема 3. Общество и пути его развития.

- Перечислять важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, критерии истины;

- определять понятия «общество», «общественный прогресс», «истина», «научное познание»;

- описывать познания мира;

- сравнивать общество и природу;

- объяснять соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, причины и функциональные связи в обществе;

- характеризовать проблему общественного прогресса, связь общества и культуры, многообразие форм человеческого знания.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Общество и общественные отношения», «Развитие взглядов на общество», «Типы цивилизаций. Современный этап НТР», «Общественный прогресс», «Глобальные проблемы современности».

Тема 4. Человеческая деятельность.

- Знать термины «бытие человека», «творчество»;

- перечислять науки, изучающие человека;

- определять понятия «человеческая деятельность», «образ жизни», «знание», «сознание»;

- сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека; чувственное и рациональное познание; знание и веру;

- объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;

- характеризовать самопознание;

- приводить примеры многообразия форм человеческого знания.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Биосоциальная сущность человека», «Личность человека, личностные отношения», «Деятельность и её виды», «Знание, сознание, познание. Истина».

Тема 5. Экономика.

- Знать термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «специализация»;

- перечислять фазы экономического цикла, основные измерители экономической деятельности, виды рынков, основные показатели уровня жизни;

- определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «налог», «собственность»;

- описывать экономический цикл, налоговую политику, денежно-кредитную политику, занятость, безработицу, международную финансовую систему, внешнюю торговлю;

- сравнивать экономические системы, различные виды рынков;

- объяснять связь издержек производства и дохода, закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни;

- характеризовать экономическое содержание собственности, денежно-кредитную политику, налоговую политику, экономику потребителя, экономику производителя, рынок труда;

- приводить примеры правового регулирования рыночной экономики.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «экономика и её роль в жизни общества», «Рынок и рыночные отношения», «Мировая экономика».

Тема 6. Социальные отношения.

- Знать термин «социальная стратификация»;

- перечислять социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм;

- определять понятия «социальная стратификация», «социальная мобильность», «нация»;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- характеризовать отклоняющееся поведение, семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность;

- давать оценку современных тенденций развития семьи.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Социальная структура общества», «Нации и межнациональные отношения», «Социальный статус личности».

Тема 7. Политика.

- Знать термин «государственный аппарат»;

- перечислять признаки, формы, функции государства, основные черты гражданского общества;

- определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»;

- описывать местное самоуправление, гражданское общество;

- сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства;

- объяснять роль государства в политической системе;

- характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Политическая система», «Политический режим. Типология режимов», «Государство», «Гражданское общество и правовое государство», «Политический статус личности».

Тема 8. Духовная жизнь.

- Знать термины «духовная жизнь», «народная культура», «массовая культура», «элитарная культура»;

- определять понятие «мораль»;

- описывать религию как феномен культуры, образование в современном обществе;

- характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Культура и её виды», «Наука и образование», «Религия», «Искусство», «Мировоззрение и мораль».

Тема 9. Право.

- Перечислять признаки правовых норм, функции права и источники права, особенности правосознания, признаки правонарушений, виды и принципы юридической ответственности;

- знать термины «право», «отрасль права», «нормативно-правовой акт», «дееспособность», «правомерное поведение», «проступки», «преступления», «правосознание», «права человека»;

- выделять приёмы и методы правового регулирования, структуру правоотношений, виды проступков, права человека;

- характеризовать современную систему российского права, различать право публичное и право частное, правовую культуру.

Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Право, отрасли права», «Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность», «Права человека».

Тема 10. Итоговое тестирование.

Беседы в форме экзамена по всем темам курса, написание эссе, работа с заданиями с развёрнутым ответом. Возможна защита проектов по отдельным темам.

Практические занятия: выполнение тестов по материалам ЕГЭ, с помощью электронных носителей и сети Интернет.

Список литературы.

1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11-й кл.: Пособие для учителя/Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2001.

2. Единый государственный экзамен 2002 — 2008: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/ А.Б.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; М-во образования РФ.

3. Задания и тесты по обществознанию: 10-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс. 1999.

4. Задания и тесты по обществознанию: 11-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – 2-е изд. — М.: Школа-Пресс. 2000.

5. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Изд. 2-е испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2002.

7. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2002.

8. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизованному тестированию по обществознанию. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

9. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие-репетитор/Под ред. Проф. О.С.Белокрыловой. Изд.3-е, испр.и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.

10. Обществознание: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности/Под ред. Б.Ю.Сербиновского. –Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ». 2000.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Программа элективного курса:

«Задачи по обществознанию».

11 класс.

Составила: учитель истории

Маханова Т.В.

2008

Темы для сочинений-эссе.

Экономика

Реформы начинаются там, где кончаются деньги.

Б. Немцов

Чтобы преступление никогда не окупалось, следовало бы его национализировать и разорить.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст