Если бы я был директором школы

Школьная наука часто преподаётся в сухой и не интересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром. (с) Стивен Хокинг. «Чёрные дыры и молодые вселенные».

Образование – институт социализации, фактически – основной. А школа – важнейшая ступень в образовании и… второй дом. Да-да, я не описалась. В школе мы проводим половину нашего дня. А что есть для этого в школах сейчас? Факультативы? Планёрки? Кружки? Секции? Это, конечно, есть, но, во-первых, в единичном виде и чаще всего платно и, к сожалению, не все могут себе позволить этого. А во-вторых, дополнительное образование сейчас далеко не в обязательной форме. Вот ведь несправедливость: у кого есть возможность — тот не хочет, а кто хочет — у того нет возможностей. Давайте вспомним, как было раньше, в СССР… Редко встретишь на улице беспризорно шатающихся подростков и детей, а того хуже – пьяных, лазающих по заборам, пишущих на стенах «Спартак – чемпион!». Не было такого! И главный девиз у учителей был: «Не можешь? Поможем! Не хочешь? Заставим!». Вот и делайте выводы, дорогие мои соотечественники.

Вот если бы я была директором… Как вы уже догадались, скучать бы школьникам не пришлось! Море дополнительных занятий, которые, естественно, были бы бесплатными! Вы только представьте, что ученик не бежит сломя голову домой после уроков, а, перекусив в шикарной столовой с хорошим ассортиментом (об этом мы ещё поговорим далее), идёт благополучно на дополнительные уроки – такие, на какие сам захочет. Рисуй, танцуй, решай сложные задачи, составляй сценарии для школьных мероприятий: занимайся тем, чем тебе нравится! Ведь это главное в жизни. Взрослые, ну вы же должны это понять! Когда ещё представится такая возможность? Во взрослой жизни? Наврятли, потому что каждый занимается тем, что приносит прибыль, доход, дабы занять своё место под солнцем. Но это уже другая история.

Я обещала поговорить о столовой. Только на первый взгляд кажется, что это всего лишь мелочь, ан нет! Это же часть школьного дня! Где мы, школьники, можем отдохнуть от уроков? Ну конечно, в столовой! В моей столовой будет идеально: только комфорт, только уют, только чистые столы и только вкусная еда. А вот и меню: свежая выпечка (всевозможные пирожки, булочки, ватрушки, пиццы, круасаны), напитки (травяной чай, горячий шоколад, молочные коктейли, свежевыжатые соки), первое (различные супы и суп-пюре), второе (картофель фри и куриная отбивная, макароны с сыром и щучья котлета, ризотто с морепродуктами). Да, вот так. Все ведь любят вкусно покушать! В СССР, конечно, такого не было, но капельку новаторства я могу себе позволить.

Хорошо, покушали, отдохнули, а теперь — к учёбе! Буду говорить от себя, я же тоже ученик. Наиболее актуальными проблемами я считаю всего две. Первая – нехватка профилей. Объясню на примере. В моей школе их два: социально-гуманитарный и физико-математический. А что делать будущим врачам, лингвистам, фармацевтам, офицерам? Им приходится нанимать репетиторов и заниматься самостоятельно и, скажу, не за малые деньги. Опять какая-то несправедливость!

А ещё, я бы очень хотела, чтобы некоторые уроки проводились не только в кабинетах школы, а на конкретных полезных для каждого предмета местах. Например, биологи бы ходили в лес и изучали природу таким образом. Литераторы ходили бы в музеи, театры, на спектакли и воочию видели искусство и его видение. А лингвистов можно было бы отправлять на неделю-две в другие страны, чтобы на практике изучать язык! Вот это было бы действительно интересно! И не только для учеников, и для учителей тоже!

Хочется, чтобы дети учились в удовольствие, «в кайф»! С подлинным интересом. Чтобы они не приходили домой уставшие, изнурённые, обессиленные. Правда, я учусь в одиннадцатом классе и я знаю, о чём я говорю…

И вторая проблема – ЕГЭ! О-о-о! Самая насущная проблема, я бы сказала! Ведь по сути, оно не показывает знаний. Сейчас всё больше стало применяться выражение «натаскивание на ЕГЭ». Что, простите?! Какое же это образование? Это не в полномочиях директора, к большому сожалению, отменить ЕГЭ, но будучи им, я, наверное, посвятила бы решению этой проблемы много сил и времени. Понимаете, я не хочу, чтобы мои дети сдавали ЕГЭ: это не только знание предмета, но и умение правильно заполнять бланк, это долгие и упорные зубрёжки некоторых заданий, принципа их решения. Как было раньше? Выучил 60 билетов – получи свою заслуженную «пять». И всё! Больше нет никаких проблем и забот. И эффективность образования была на лицо: Россия после долгих лет застоя и разрухи поднималась с колен.

Дак к чему придумывать что-то новое, если у нас есть надёжное, хорошее старое? Нет, никто не говорит о том, что не нужно идти в ногу со временем – нужно! Но, это делать можно более рационально и с оглядкой на прошлые года. Вот моё мнение. Спасибо всем за внимание.