Доклад по теме Творчество — методологическая основа педагога

РМО учителей экономики Павловского района

Август, 2012 год

Презентация по теме

« Творчество — методологическая позиция педагога»

учителя экономики МБОУ СОШ №16 Логиновой О.Р.

Миссия современного образования — обеспечение поступательного развития всего человечества. Все современные нормативные документы направлены на развитие и модернизацию системы образования России, где главной целевой установкой является новое качество образования, результатом которого станет индивидуальный успех каждого человека. Одним из важнейших показателей нового качества образовательного процесса выступает такая характеристика как повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов. Становление и развитие профессионализма педагогических работников является обще- государственной проблемой. Профессионализм есть не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, творчески ретранслировать.

С проблемой качества образования на современном этапе развития неразрывно связана проблема педагогического творчества, выражающаяся в поиске наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний, пересмотре устаревших педагогических взглядов.

В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. « Педагогическое творчество выступает одним из проявлений педагогической культуры, в качестве процесса создания новых педагогических ценностей, с другой стороны, педагогическое творчество – это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура» (Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонев, А.А. Пашков и др.).

Это приводит к необходимости рассмотрения такого понятия как «методологическая позиция педагога». Методологическая позиция педагога – это выработанная и применяемая система собственного пути познания, а также упорядоченная совокупность применяемых приемов, способов, методов в профессиональной деятельности.

Особое значение в становлении методологической позиции педагога приобретает личностный подход. Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса творческих качеств, характеризующих творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, спосбности к анализу и самоанализу, гибкости и широте мышления, активносси, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.

Для формирования мотивации педагога на профессиональное саморазвитие необходимо: наличие адекватной сомооценки, сформированность нормативного и идеального представления о педагогической деятельности и умения соотносить свою деятельность с образцами. Беспалько П.П. в своих работах дает очень полную и логическую структуру и этапность самодиагностики: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция, которые образуют замкнутый цикл.

Профессионализм может быть порожден только самим педагогом,как носителем культурных ценностей и педагогического творчества. Его становление происходит в процессе осмысления и переосмысления всех компонентов образования – от целей, содержания до методологии.

Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях,когда установленные формы и методы не дают желаемых результатов.Установленные педагогом алгоритмы, приемы, способы, нормы педагогической деятельности включаются в огромное множество нестандартных ситуаций и возникающих проблем, решение которых требует от педагога постоянного внесения изменений. Коррекции, регулирования, разработки новых форм, способов, приемов и др.

Для повышение качества образования необходимо акцентировать внимание не только на повышение компетенций и мастерства педагогов,но особенно на творческом аспекте педагогической деятельности, ее научно-исследовательском характере, смещении приорететов на пеагогическое творчество, отношение педагогов к процессу образования, разработку авторских программ и методик, что в целом формирует позицию педагога как педагога-новатора, исследователя и творца.

Для развития педагогического творчества необходимы благоприятная культурно-творческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. Мощным стимулирующим фактором является атмосфера творческого поиска в образовательном учреждении, живой пример педагогов-новаторов, увлеченность и профессионализм педагогов-наставников, демонстрация вариативности тех или иных решений.

Только педагог со сформированной профессиональной позицией, являющейся характеристикой личности и характеризующей устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к себе, профессиональной деятельности, саморазвитию и проявляющаяся в творческом, инновационном характере профессиональной деятельности,способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововедений.