Доклад по теме Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых метод

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.Но сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать уроки интересными? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. Своими приемами решения этой проблемы я поделюсь сегодня с вами.Десять тысяч уроков — вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний — вот задача учителя.

В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить ,искать, действовать.Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1. Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)2;Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)3. Урок- мастерская; 4. Урок- проект

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Я остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков или же их отдельных элементах, повышающих интерес учащихся на моих уроках.

Формирование интереса к предмету через урок.

Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной.

Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию — ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес.Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Урок по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.). — Употребите следующие существительные с числительными 3,5: бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь — Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота — Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось выполнить? В чем затруднение? (форму ед.ч. у этих существительных образовать невозможно) — Сделайте вывод ( в русском языке есть особенные существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа)

Проблемное обучение я использую на уроках литературы. Чтобы ученикам было интересно на моих уроках, я строю анализ произведения на обсуждении нравственных проблем. Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.В основе таких уроков — проблемная ситуация, которая строится на основе столкновения двух разных точек зрения на какой-то вопрос. Например, при изучении темы «Былины» мы обсуждали вопрос: а существовали ли такие богатыри на Руси или это народная фантазия?

Также на своих уроках я ставлю проблемные вопросы, которые вызывают живой интерес у учащихся. Например, при изучении «Герой в мире художественного слова» я вынесла на обсуждение следующие проблемные вопросы: отличаются ли подростки древности от сегодняшних? есть ли между ними общее? В ходе обсуждения мы попробовали себе представить доисторического мальчика, оказавшегося в нашем времени, и наоборот – себя – в его времени.

Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется процитировать слова Э.И.Александровой (автор учебника для нач.школы) : «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие». Когда ребенок совершает это открытие, то у него, помимо того, что развивается его мышление, познавательная активность, увеличивается процент усвоения нового материала и т.д , конечно, же повышается интерес к предмету.

Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету.

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений и т.д.Применение ИКэффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока — наблюдения, урока — семинара, урока – практикума, урока — виртуальной экскурсии.Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Задачи, стоящие перед учителем — словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», тренажер, разработанный компанией «Медиахауз», Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков)

Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Вторая функция презентации — информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).

На уроках литературы наиболее часто презентация используется мною на уроках изучения биографии писателя. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. Использовала я презентацию и как основу для урока -заочной экскурсии при изучении творчества С.Т.Аксакова. Использую я презентации на уроках-викторинах. Презентация может содержать_иллюстративный материал, вопросы викторины и ответы на них. Например, такую презентацию я использовала, проводя викторину по сказкам Пушкина, по басням Крылова.

Презентации на уроках русского языкая использую на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Неоценимую помощь презентации оказывают и при написании сочинения – описания картины. Я имею возможность рассказать о писателе, продемонстрировать его портрет, а также его другие работы.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

Также в своей работе я часто использую аудиоматериалы: считаю, что дети должны слышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

Очень редко, но использую и видеофайлы. Например, при изучении произведения Туве Янссон о Мумми-Троллях, я использовала небольшой анимационный фильм. При изучении басен Крылова демонстрировала озвученный диафильм с баснями. Также мы смотрели анимационный фильм «Снегурочка».

Занимательность на уроках как способ формирования интереса

Говоря о применении ИКТ и ЦОР на уроке нельзя не сказать о том, что они дают неисчерпаемые возможности для применения такого эффективного способа формирования интереса к предмету как занимательность. «Занимательность – фактор повышения интереса к знаниям по языку»,- считает М.Р. Львов. Самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

На уроках русского языка я использую различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические сказки игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.Например, при изучении темы «Фразеология» я проводила игру «Кто больше?» (кто придумает больше фразеологизмов со словом «рука», «голова». При изучении темы «Источники фразеологизмов» я зачитывала статьи из книги «Крылатые слова» Акимушкина о происхождении того или иного фразеологизма. Часто в качестве дидактического материала я использую загадки, пословицы. Как игровой прием детьми воспринимается следующее задание: задайте вопрос товарищу (по изученной теме), при этом уточняю, что они должны знать на него ответ.

Занимательность используется мною практически на любом этапе урока. Она хорошо «вписывается» и в проверку домашнего задания, и объяснение нового материала. Не покажется она лишней и при проведении тренировочных упражнений и организации работы по развитию речи и практической стилистике.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Игру-путешествие в страну Русского языка я проводила при закреплении тем «Глагол» и «Имя существительное»

Подготовка таких игр не требует больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). Например, в 5 классе я проводила игру «Путешествие в сказку»; в 6 классе – викторину – повторение изученного в 5 классе, викторину по басням Крылова. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

творческая работа;

лингвистическое исследование текста;

подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

рисование обложек к литературным произведениям;

художественное чтение;

инсценировка художественного произведения;

создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

продолжение неоконченных произведений;

наблюдение за природой;

подготовка словарных диктантов;

составление вопросника к зачету по теме;

составление конспекта, опорных таблиц;

письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Заключение

Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.