Доклад по теме Свой среди чужих и чужой среди своих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СЕВЕРНЫЙ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Свой среди чужих и чужой среди своих».

Классный руководитель

Гусарова Лариса Александровна

2012 – 2013 уч.год

«Свой среди чужих и чужой среди своих».

   «Я не хочу, чтобы мой ребёнок был одарённым,

   пусть он лучше будет нормальным, счастливым

   ребёнком — таким, как все».

   Рядовой родитель.

  

«Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть,

и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».

К. Роджерс.

Введение.

   Речь пойдёт об одарённых детях, потому что свой среди чужих и- чужой среди своих не кто иной, как одарённый ребёнок. Доказывать эту аксиому нужно с конца. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. К сожалению, современное школьное и вузовское обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское — на среднего студента и среднего специалиста, поэтому эти дети выделяются среди общего числа собратьев, и хорошо, если их ценят и уважают.

   Часто одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Часто могут они страдать и от сверстников, которые не могут смириться с их уникальными способностями. Порою даже родители могут принять одарённость своего чада за отклонение от нормы и всячески стараться это устранить, отсюда рождается неуверенность ребёнка в себе и его способностях. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности. Ведь нет ничего печальнее загубленного таланта и души.

   Но что же такое талант, одарённость, способности? И кто же на самом деле одарённый ребёнок?

  

  

  

Что такое талант?

   Испокон веков, человечество употребляло эти термины, чтобы охарактеризовать кого-нибудь. Мы редко задумываемся об их происхождении и рождении, и от этого у меня иногда возникает чувство, что люди чувствуют их интуитивно. Чтобы уловить разницу не нужно лезть в словари, это дошло практически до автоматизма. И неудивительно! Ведь представления об одаренности в общественном сознании формировались тысячелетиями. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.

   Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность», а другой — «гений» (то лат. — genius — дух). Изначально, еще в античной культуре «гений» — нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.

   Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого — «talanton»). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью — высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова «одаренность» — «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

  

  

Одарённые дети.

   Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.

   Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности. Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой — легко складывает в уме пятизначные числа, третий — высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом.

Признаки одарённых детей.

  — Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями.

  — Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

  — В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

  — Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.

  — У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.

  — Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.

  — У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.

  — Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

  — Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

  — Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.

  — В возрасте от 2 до 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию, словесно раскрашивают и развивают собственные выдумки, купаются в своем воображении. Спустя многие годы они сохраняют этот элемент игры в работе и в жизни.

  — У одаренных детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.

  — Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.

  — Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.

  — Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

  — Одаренные дети часто обладают экстрасенсорными способностями.

  — Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.

  — Большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна.

  — Одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.

  — Они часто стремятся доводить все до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребенка.

  — Одаренные дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.

  — В общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так.

  — Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.

  — В виде защитной реакции на непонимание и неприятие сверстниками одаренные дети часто используют издевку, высмеивание окружающих, подтрунивание даже над родителями и учителями.

  — Если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить с взрослыми людьми.

  — Одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

  — На самом деле для таких ребят очень важно совмещение отдыха с учебой. Неправильно считать, что одаренный ребенок в школе перегружен. Для него занятие любимым делом — тоже отдых; он от этого получает удовольствие.

Физические характеристики одаренности.

  

   Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках.

   Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины.

   Если мы расширим диапазон определения, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

Современная мифология способностей.

   Человеческая психология тянется к стереотипам. Трудно даже подсчитать, сколько их держится в нашем обыденном сознании, и часто никто не знает, какие из них имели свою подлинную реальность, а какие — нет.

   Много таких штампов и в педагогике с психологией. Это связано с тем, что по известной поговорке: в педагогике и психологии разбираются все. Кроме того педагогика и психология несут во многих случаях печать идеологии. В таких случаях мифы распространяются специально и даже насаживаются.

   Миф 1. Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.

   Он же в более жёсткой формулировке: все дети одарёны 9и чуть ли не ко всему) и способности лишь надо не задавить.

   Дело в том, что от природы нет никаких способностей, есть только задатки, то есть анатомно-физиологические предпосылки, которые могут превращаться в способности (а могут и нет). У очень многих детей задатки так и не стали способностями, и они, действительно, не способны, им часами растолковывали азы математики или языка, но те не поняли. Таких много. Сначала такие дети пытаются учиться, но это идёт трудно и тяжело, без радости. И они не любят школу. Однако и способные дети не любят школу, но уже по другим причинам.

   Задатки есть у всех, важно иметь в виду, что, во-первых, они у всех разные (и не предрассудок, что у девочек в основном проявляются способности к языкам, а у мальчиков к математике и технике), во-вторых, задатки нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если оно будет упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.

   Миф 2. Для развития способностей нужна усиленная деятельность.

   Его втолковывают студентам в вузах, повторяют на научных конференциях, преподносят родителям, а результат — бесконечная череда репетиторов и тысячи бедных детей, рвущих свои нервы в освоении того, чего не надо.

   Не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование, надо, чтобы ребёнку нравилось.

   У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Обнаружено, что умственная работа, выполняемая не для отметки, не для победы в конкурсе, а по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

   Развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью может их развивать. И может быть, выдающиеся педагоги не те, которые имеют какую-то особенную методику, а те, кто умеет в ребёнке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта.

   Лучший тест на одарённость — тест на познавательную потребность. Все другие могут ошибиться из-за каких-нибудь случайных факторов, в то время как этот нет.

   Миф 3. Было у матери три сына, два умных, третий — футболист.

   Один психотерапевт, даже получивший славу «человековед» всегда к слову «спортивный» спешил добавить «дефективный». Он глубоко убеждён, что спортсмены, даже выдающиеся, умом не блещут.

   Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих. Основа специальных в том числе и моторных (спортивных) — общие способности, из которых те вырастают, поэтому выдающийся спортсмен не может быть глупым. Он может быть даже умнее своих собратьев по виду спорта.

   Кроме того, что все специальные способности не могут достигать высокого уровня на слабой основе, важно ещё и следующее: умственные, интеллектуальные способности — лишь один из видов одарённости. Есть ещё спортивная, социальная (организаторские способности) и практическая (кулинарный талант).

   Миф 4. Одарённые дети — это те, кто схватывают на лету, быстро соображают, кто может легче всех учиться.

   Это неверно. Во-первых. Творческие способности у всех разные, во-вторых, одарёнными могут быть и двоечники.

   По данным статистики около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные. Такие дети обладают не школьной одарённостью — это способностью к обучению, овладению уже имеющегося материала, быстрым усвоением материала. Они материал пропускают через себя, всё видят через свою призму, и если не согласны, то не могут усвоить. Им сложнее выучить, чем придумать.

   Альберт Энштейн, например, был весьма посредственным учеником, был исключён из академии за академическую неуспеваемость по древним языкам. Потом он дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе. Экзаменаторов и учителей поражала его медлительность, в нём не было той искорки сверкания ума, которую так привыкли считать за признак одарённости.

   Чарльза Дарвина все считали тупым и предрекали незавидное будущее.

   Прошлый миф. Бытовали неверные представления об одаренных детях как не нуждающихся в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. В то же время известно, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется острый дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

  

Виды одаренности.

  

   Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и другие виды одаренности.

   Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически — моторной и зрительномоторной координацией.

   Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

   Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

   Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Часто её называют лидерской, используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности».

   Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

   Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

   Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.

   Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.

   Художественная одаренность.

   Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

   У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Диагностика детской одаренности.

   До сих пор нет комплексной диагностики, позволяющей определять общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества, и чаще всего одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Психологи понимают, что при таком положении неизбежны большие потери талантов, которые в силу неудачно сложившихся обстоятельств в семье, в общении со сверстниками и взрослыми не развиваются в процессе обучения.

   В нашей стране при отборе детей, обладающих незаурядными способностями, в специальные классы или школы для одаренных речь, как правило, идет о высоком уровне развития интеллекта и креативности, а так же о прогнозе будущих академических достижений (т.е. об интеллектуальной, творческой и академической одаренности). Вместе с тем диагностика одаренности заслуживает более пристального внимания.

   Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

Виды, формы и уровни дифференциации обучения.

   В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской одаренности. Попробуем классифицировать их, поделив на виды, формы и уровни.

   К видам дифференциации обучения могут быть отнесены варианты, построенные на различном понимании концепции одаренности:

   • по уровню учебной успешности (академическая одаренность);

   • по специальным способностям (обучение талантливых детей);

   • по общим способностям (коэффициент интеллекта, общая креативность, комплексная оценка уровней развития и взаимного сочетания мотивации, интеллекта и креативности и др.).

   К формам дифференциации могут быть отнесены варианты различных организационных стратегий обучения одаренных детей:

   • жесткая (селективная) — школы для одаренных;

   • гибкая (элективная) — совместное обучение одаренных с «нормальными» сверстниками;

   • переходная — классы для одаренных (лицейские, гимназические и др.) в обычной школе.

   Отмеченные выше виды и формы могут быть реализованы на разных уровнях. К уровням дифференциации обучения могут быть отнесены способы ее реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности (при селективной или переходной форме организации), на уровне использования разных методик, учебных заданий (при элективной форме).

  

Рекомендации родителям.

  

   Многие психологи отмечают ведущую роль родителей в становлении самовосприятия и сами отношения, особенно в ранние годы жизни ребёнка. В соответствии с этим оказание помощи детям дошкольного и младшешкольного возраста, имеющих высокий интеллект, часто требует работы с их родителями. Указывается также, что отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно ещё только формируется.

   В многочисленных руководствах для родителей и воспитателей, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одарённого ребёнка со сверстниками, также наделёнными высокими способностями. Предполагается, что это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искажённого представления о собственной исключительности.

   С одной стороны, родителей призывают не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды. С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.

   Родителям предлагается позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости. В случае конфликтов ребёнка с учителями и сверстниками рекомендуется оказывать ему необходимую помощь. Разрешать эти конфликты желательно во многих случаях путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет адаптироваться.

   Многие авторы советуют с раннего возраста приучать одарённого ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Психологи предлагают целый ряд приёмов, наводящих вопросов, которыми следует пользоваться родителям и учителям для того, чтобы стимулировать осмысление и «эмоциональную переработку» подобных критических ситуаций. Отмечая существенную роль половых различий в проявлении и развитии способностей, исследователи рекомендуют родителям уделять особое внимание одарённым девочкам, у многих из которых отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.

   Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или скрытое указание на необходимость привести самооценку ребёнка в соответствие с его высокими умственными возможностями. Иными словами повысить её. Стабильное позитивное самовосприятие рассматривается как важнейшее условие для реализации потенциальных возможностей такого ребёнка. Родителям и учителям предлагается оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам.

Заключение.

   Летят секунды, мчатся минуты, проходят важно столетия на нашей земле. И всё это время среди нас рождались и жили необыкновенные, талантливые, гениальные люди. Так было всегда и так будет. Сколько книг уже написано, и сколько ещё родится, сколько времени, работы ещё предстоит сделать. Такова жизнь. И она делает так, что среди нас живут необыкновенные талантливые люди. Их очень-очень много. Присмотритесь внимательно, прислушайтесь к себе. И кто знает, может, вы тоже талантливый ребёнок, который уже вырос, и просто не хотите себе в этом признаться.

   Однажды моя учительница по литературе сказала, что талантливые дети — это дети, которых в утробе поцеловал Господь, они крестники Его. Теорема это или аксиома — неизвестно. В это верили наши предки. И присматриваясь внимательно к одарённым детям начинаешь действительно верить народной мудрости. Поэтому, если в какой-то семье родится такой ребёнок, не стоит спешить огорчаться, ведь его наделили великим счастьем. Да, жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он становиться не тогда когда»нормальный», как считают некоторые родители, а именно тогда, когда реализует себя, когда занимается любимым делом, когда знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать такого ребёнка трудно. Но, если подумать, то какого легко? Можно дать тысячу советов, но думаю самый главный из них следующий: чтобы воспитать в ребёнке творчество, надо самому быть творческой личностью. А если учесть, что «яблоко от яблоньки не далеко падает», то надо просто вздохнуть, распрямить плечи и стать самим собой.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Содержание.

  — Введение……………………………………………………………………………………………………………..2

  — Что такое талант…………………………………………………………………………………………………..4

  — Одарённые дети…………………………………………………………………………………………………..5

  — Признаки одарённых детей…………………………………………………………………………………..6

  — Физические характеристики одарённости…………………………………………………………….8

  — Современная мифология способностей…………………………………………………………………8

  — Виды одарённости……………………………………………………………………………………………….9

  — Диагностика детской одарённости………………………………………………………………………12

  — Виды, формы и уровни дифференциации обучения…………………………………………….13

  — Рекомендации родителям……………………………………………………………………………………14

  — Заключение………………………………………………………………………………………………………..15

  — Содержание……………………………………………………………………………………………………….16

  — Список литературы…………………………………………………………………………………………….17

Литература:

   1) Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.

   2) Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных

   психологов. — М., 1995.

   3) Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.

   4) Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.,

   1986.

   5) Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.