Доклад по православной культуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Репенская средняя общеобразовательная школа

Выступление на секции учителей православной культуры

Современные подходы к преподаванию православной культуры

(информация с курсов повышения квалификации)

Подготовила

Усанова Ольга Ивановна

учитель православной культуры

МОУ Репенская СОШ

Алексеевка, 2012г.

Введение

Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.

За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деятельности и общения между людьми. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования – меняются как модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем.

Основные цели в образовании заключаются в том, чтобы обеспечить повышение качества образования за счет разнообразия содержания методов организации учебного процесса, поддержку экспериментов и инноваций, распространение информации.

Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения: учащихся, их родителей и государства.

При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы, не только как к одному из инструментов её совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации.

Методика использования ИКТ

на уроках по православной культуре

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило нам, педагогам, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализация, дифференциация процесса обучения, осуществление контроля с обратной связью, самоконтроля и как итог — повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, мы получаем возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволило нам проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Становится очевидным, что работа в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках православной культуры расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия. Но если стандартное пособие может выступать как вспомогательный материал к учебному занятию, то собственное создание электронной формы позволяет расширять и углублять знания, проводить огромную исследовательскую работу, проявлять творческий подход к изучаемому предмету. На первый план выходят ученические презентации, в процессе демонстрации которых школьник приобретает опыт публичных выступлений и может выступать в роли учителя. Этот вид пособия позволяет совместить биографический материал, учебные статьи по некоторым частным проблемам истории, литературы.

Учебно-методический комплекс «Православная культура» В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н.Кобеца (Инфофонд. Ульяновск, 2006 год.)

Учащихся привлекают обширные материалы, которые находятся на учебном диске УМК В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н.Кобеца, которые мы используем на своих уроках. Им нравится смотреть познавательные видеолекции, выполнять тренировочные тесты и упражнения, находят материал к рефератам на заданные темы. На дисках также есть гимнастика для глаз. Это специальное упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз при использовании компьютером более 30 минут.

Административный диск УМК В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н.Кобеца позволяет составлять технологические карты к урокам, Что намного облегчает ведение урока (,,,) После каждого контрольного тестирования составляются протоколы и электронные журналы, где отмечена успеваемость учащихся, а также ошибки при выполнении работы (,,,)

В административном диске предусмотрена возможность автоматического формирования ряда статистических и аналитических отчетов в специальном окне, расположенном под закладкой «Статистика и аналитика». После ряда операций автоматически выставляется сравнительная диаграмма среднего процента успеваемости указанного класса (,,,). На этом же диске можно сформировать рейтинги для отчетов трех форм:

Форма №1- «Рейтинг контрольных тестов по количеству неправильных ответов» (,,,)

Форма №2- «Количество ошибок по структуре учебной программы»

Форма №3- «Средний процент успеваемости по итогам тестирования»(,,,)

ИКТ в начальных классах на уроках по православной культуре

В начальных классах мы используем аудиокассеты с рассказами к урокам, с духовной музыкой известных композиторов. Детям очень нравится смотреть мультфильмы, притчи.

Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования  (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видеофильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по православной культуре позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках.

Наряду с многочисленными положительными сторонами информатизации образования просматривается ряд проблем:

изучение возможностей средств новых информационных технологий, педагогическая целесообразность их использования

психолого-педагогические требования, предъявляемые к информационным технологиям, оптимальные условия их применения

Тем не менее, все вышеизложенные интерактивные, информационные и мультимедийные формы и подходы к образовательному процессу позволяют не только повысить мотивацию учащихся к изучению учебных предметов, но и приближают само обучение к современным условиям и современным требованиям к образованию, организации учебного занятия и повышают качество образования.

В своей работе мы строим учебный процесс на основе применений информационных технологий. ИКТ – замечательное средство, инструментарий для оптимизации учебного процесса, особенно на уроках, напрямую связанных с различными видами искусства.

      Использовать  информационно -коммуникативные  технологии  целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Хорошим  дополнением к урокам является фильмы, иллюстративный материал и готовые презентации.

     В своей работе используем ИКТ на протяжении пяти лет. Наиболее выигрышной формой проведения уроков является презентация, в которой материал к уроку расположен на одном носителе.

      Мультимедийные материалы позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

       Медиасопровождение урока, выполненное в форме презентации может  содержать демонстрационный и  иллюстрировано-информационный материал,  схемы, кластеры (Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс), видеоинформацию, контрольно-измерительные  материалы. Разработан  ряд  электронных приложений  к   урокам ПК: «Культурно-историческое наследие», «Образ святой Руси в  ее храмах», «Основные  сюжеты  и  образы  древнерусской живописи. Образ Богородицы»,  «Образ Христа», «Великие иконописцы Руси. Феофан Грек»  и  др.

Г. П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те методы, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащихся» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимися и преподавателями.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, имеющих практическую значимость.

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек)

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника

Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний, отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее «двух игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки.

Обучение с использованием обучающих программ

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Методы, применяемые учителями Православной культуры в Белгородской области:

Роспись пасхальных яиц воском (презентация)

Связь Православия и народного фольклора (использование потешек, частушек, прибауток, считалок, хороводов во внеклассной деятельности)

Карта мысли-деятельности (Дети делятся на несколько групп: им дается задание: составить карту мысли-деятельности по понятиям: Церковь, Дом, Школа, Жизнь и др. Составляется карта в форме дерева, цветка с целями, отношением людей к этому слову и т. д.). В итоге мы увидим отношение к этому слову группы детей с положительной или отрицательной стороны)

Рис. Видение моей жизни

Внеклассное мероприятие «Конкурс чтецов о Пасхе» с показом сказок-переделок, выступление учителей – музыкантов.

Методы обучения следует применять для повышения учебной мотивации; для активизации познавательной деятельности учащихся, выработки навыков работы в коллективе, формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками и с учителями).

Новая учебная среда может быть создана и без использования технологий. Однако ясно, что информационные и коммуникационные технологии предоставляют учащимся мощные средства для получения доступа к обширным информационным ресурсам, сотрудничества с другими людьми, обмена знаниями и решения сложных проблем, а также для презентации своих знаний в виде мультимедиа-объектов (сочетание текста, образов, графики, звука, видео).

Благодаря ИКТ, мы преодолеваем ограниченность в материалах и получаем доступ к словарям и библиотекам. Ученика интересует работа в Интернете, где можно найти необходимую информацию.

Для  создания  соответствующей  атмосферы на уроке и для  постановки проблемного  вопроса используются демонстрационные слайды (презентации)

       Для   проверки домашнего задания и закрепления  нового материала  эффективно  использовать «маршрутные  листы», в которых  даются разнообразные задания: тексты с  пропущенными  словами, тестовые задания, задание  -  соотнести  иконографический  тип и  икону.

      В ходе  урока «Образ Богородицы», например,  проводятся  мини-исследования в  группах  по подготовленным   текстам  о чудотворных иконах. Результаты  исследовательской деятельности оформляются в таблице, которая  также дана  в листе.

       В  зависимости от подготовки детей  и  оснащенности  кабинета  можно  предложить  ребятам маршрутные  листы  в  электронном  варианте. А    исследования провести с  помощью  информации  из Интернета -  в  таблице  даются  гиперссылки  на  нужные сайты.

      В   маршрутном  листе  прописывается  и  алгоритм  или вопросы  для  выполнения  домашнего задания. Пример: домашнее мини-исследование «Иконы в моем доме». Вопросы:

1. Как в  семье  относятся к религии и  есть  ли иконы в  вашем  доме?

2. Кому  посвящена самая  почитаемая в вашей  семье икона?

3. Как  икона появилась  в вашем доме и  почему  она  особо почитается  в вашей  семье?

      Многие   слайды  несут  важную информацию и  позволяют  ее  проанализировать. Например, мы видим  присутствие  характерных  особенностей  греческой культовой архитектуры  в первом  русском  храме, сравнивая Десятинную церковь  в Киеве и  Софию Константинопольскую. Также рассматриваем  особенности  русской храмовой  архитектуры, в  частности – форма  купола -  духовные и практические  аспекты.

Схема   церковного здания, где  храм «строится»  постепенно — проста и понятна. А ряд  ярких  образов  подтверждает важную  роль храма  в жизни русского  человека.

      Для проверки домашнего задания и  актуализации  темы  можно решить  кроссворд, где используются вопросы по  пройденному  материалу, а  в результате выделяется   главное  слово   темы  урока.

     Задания   на  сравнение  оформляются в  виде кластеров. Пример -  задание: сравнить Владимирскую икону Божией  матери и Донскую — сравниваются иконографический тип, колорит, особенности образа Богородицы.

      Для  проверки  знаний  удобны  тестовые задание   с  использованием рисунков и таблиц.  Например, «Найдите соответствие  и  заполните таблицу» или «Соотнеси  репродукцию  или  рисунок  и  определение». Такую  работу  на уроке  удобно  проводить с  помощью интерактивной доски.

     Заканчивая  урок-исследование «Образ Богородицы»,  изучив историю  чудотворных икон,  мы выстраиваем  такую  образную схему: Россию  защищают  с  севера – Тихвинская икона Божией  Матери, с юга – Донская, с запада – Смоленская, с востока – Казанская, а  центр России  защищает Владимирская - самая  древняя из  русских икон.

      Для  рефлексии  я  часто использую  подобные задания: подобрать  из  списка слова, которыми  можно охарактеризовать  ваши  чувства, например, когда вы смотрите на икону, храм   или  составить  синквейн (Синквейн — пятистрочная стихотворная форма) по  теме  урока.

     Это лишь некоторые возможности применения ИКТ на уроках, связанных с различными видами искусства. Конечно, ИКТ не цель, а средство. И тем не менее, кроме перечисленных достоинств таких уроков, есть еще одно, неоспоримое: у учителя появляется реальная возможность организации обучения в деятельности, осуществления личностно-ориентированного обучения.

Новые информационные технологии позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. Развитие ИКТ не приводит к более высокому уровню образования, если основное внимание уделяется собственно изучению этих технологий. Анализ возникающих проблем должен быть сосредоточен на необходимости применения ИКТ для достижения главной цели – повышения уровня образования.

Список литературы:

Танков Е.В., Давыденко Т.Н. «Педагогика». М.2006 г.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательными системами в адаптивной школе».

Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М. Вита-Пресс. М.2000.

Джейми Наст. Эффект визуализации. Как использовать скрытые возможности мозга, учиться быстрее, запоминать больше и достигать успеха в бизнесе.