Доклад на тему Элементарное музицирование с дошкольниками по системе ТЭ Тютюнниковой

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Г. Свободный

Зональное методическое объединение

Доклад

Тема: « Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой»

Подготовила : пр. Банных Е.Ю.

ДШИ г. Свободный

2012г.

Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги.

Меня зовут Банных Елизавета Юрьевна, на сегодняшний день я молодой специалист ДШИ города Свободного. В сентябре 2011 года я проходила курсы повышения квалификации на базе Дальневосточной государственной академии искусств в г. Владивостоке участвуя в авторском cеминаре-практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» . Ее многолетний опыт , которым она делилась в течение нескольких дней и методическая литература, позволили мне, начать самостоятельный труд по организации подготовительного класса при хоровом отделении ДШИ г. Свободного. Задачей нашего с вами семинара сегодня является обзорное знакомство с методикой Т.Э. Тютюнниковой для того чтобы помочь вам в самостоятельном освоении этой методикой, если она вас заинтересует.

Краткие сведения об авторе методики Т.Э. Тютюнниковой

Для начала хотелось бы немного подробнее рассказать об этой методике и, о ее авторе.

Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки. Ее семинары регулярно проходят в различных регионах нашей страны, в их основе лежит двадцатилетний педагогический опыт автора, а так же материалы ее докторского исследования.

1. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельност, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки , как радости и удовольствия.

Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практичекая деятельность, а не абстрактно-интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое — дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ)это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпаниментом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

2. Практическая часть

Игра «Фруктовая полька»

Музицирование участников семинара на различных музыкальных инструментах в том числе и со ЗЖ под музыку М. Глинки «Полька»

Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.

Пример инструментов.

В целом шумовой оркестр в младших классах должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть , как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.

Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие жесты– это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со всеми детьми без лишнего шума.

Шостакович «Вальс-шутка»

Знакомство с историей

Разучивание со ЗЖ

Игра парами

Игра на инструментах

Речевые игры

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»- речевая игра.

Театральная сценка

Разучивание со ЗЖ

С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон «Божья коровка»

Разучивание текста и мелодической попевки канона

Разучавание движений

Исполнение каноном по группам

Детские танцы

О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.

Рекомендуемая литература:

Свой взгляд на проблемы начального музыкального обучения в нашей стране Т.Э. Тютюнникова доступно изложила в своей монографии «Видеть музыку и танцевать стихи». Эта монография является первым в России исследованием, посвященным данной проблеме. В ней автор, анализируя большое количество новейших зарубежных источников и опыт известных педагогов, интегрирует существующий мировой опыт в области музыкально-творческого обучения, делая его достоянием широкой педагогической практики.

Используемая литература:

«Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» — Материалы семинара №1 – Москва 2009.

E-mail: [email protected]

Internet ресурс: www.orff.ru