Доклад на тему Типы отношений к незрячему ребенку в семье как основной фактор влияющий

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ К НЕЗРЯЧЕМУ РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

Одним из основных направлений работы воспитателя школ III – IV видов является работа с родителями и это не случайно, так как лишь путем совместных, слаженных действий семьи и школы, одинаковых взглядов на воспитание незрячего ребенка можно достичь положительной динамике в его развитии и становлении как полноценной, гармонично развитой личности. Но зачастую, в реализации, казалось бы, такого понятного и необходимого направления деятельности, воспитатель сталкивается с целым рядом трудностей. Так, например, он стремится развить в ребенке навыки самостоятельности, а родители, напротив, препятствуют этому, пытаясь свести всю работу на нет. В чем причина, почему так происходит. Для того, чтобы в этом разобраться необходимо изучить некоторые аспекты взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с дефектом зрения, его собственное положение в этой семье и отношение родителей к дефекту зрения.

Рождение незрячего ребенка вызывает у родителей шок и непонимание, беспомощность и гнев. Они растеряны, не знают как себя вести, что делать с таким ребенком, как с ним общаться, к каким специалистам обращаться. Первоначальный шок сменяется стрессом. На этом этапе многие родители, несмотря на заверения специалистов, не принимают факта слепоты своего долгожданного ребенка. Они пытаются его лечить, обращаются к всевозможным методам традиционной и нетрадиционной медицины, и в тот момент, когда они окончательно убеждаются в том, что зрение не вернуть, оказывается, что важный период развития у ребенка тех или иных навыков уже упущен и у него появляются серьезные вторичные отклонения, тормозящие его психофизическое развитие.

Горе родителей, связанное с рождением ребенка со зрительным дефектом, по-разному влияет на его положение в семье, отношение к нему других членов семьи. В первую очередь, такое отношение может быть либо адекватным, либо неадекватным. Адекватное отношение к ребенку предполагает отношение к нему как к зрячему, но имеющему ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Однако такой тип отношений встречается крайне редко.

Более распространенным типом отношений к незрячему человеку в семье является чрезмерная опека или гиперопека незрячего ребенка. Наивысшим ее проявлением является тот факт, что ребенок становится кумиром семьи, интересы окружающих приносятся ему в жертву. Ради него один из членов семьи оставляет работу, берет на себя все функции и заботы по дому. В таких семьях родители убеждены, что ребенка необходимо постоянно охранять и оберегать. Они не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: “Ой, осторожно!”, “Мамочка тебе подаст, сделает сама” и т. д. Через какой-то промежуток времени ребенок убеждается в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже и качается из стороны в сторону. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль родители этой группы видят в “служении несчастному ребенку”, а затем и подростку, и взрослому. Такая позиция значительно осложняет развитие ребенка с дефектом зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности. У него укореняется привычка во всем полагаться на окружающих.

Реже встречается другой тип родительских отношений к незрячему ребенку – непринятие ребенка со зрительными дефектами. Родители стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Часто родители обвиняют себя или друг друга в рождении ребенка с тяжелыми физическими недостатками и несчастными считают себя, а не ребенка. Они лишают его своей любви и заботы, искусственно изолируют от других детей и близких. Свою задачу видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, не верят в его возможность стать развитой личностью. Неподготовленность родителей всем предыдущим опытом жизни к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект ─ это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в “лечении” болезни ребенка.

Встречается и еще одна группа родителей, которая не признает факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей

На формирование того или иного типа отношений к незрячему ребенку в семье во многом влияет факт принятия или неприятия родителями зрительного дефекта ребенка. С.М. Хорош предлагает несколько иную классификацию типов отношений к незрячему ребенку в семье.

Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Если родители принимают ребенка таким, какой он есть видят в своем малыше, прежде всего, маленького человека, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а потом уже незрячего с присущим ему своеобразием, — эта позиция становиться необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Такое отношение к нему и к его дефекту можно выразить следующей формулой: «Мой ребенок слепой, но я все сделаю для того, чтобы он стал полноценной личностью». Таким образом, в семье создается установка на формирование у ребенка тех же знаний, умений и навыков, которыми обладают и зрячие дети. Складывающаяся при этом атмосфера доброжелательной требовательности дает возможность воспитать у ребенка такие черты личности, которые будут способствовать его наилучшей адаптации в разных жизненных условиях.

Ребёнка воспринимают как жертву обстоятельств, как беспомощное, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеки и защите. При этом у близких членов семьи возникает чувство вины перед ребёнком, которое постоянно стараются искупить. Такие родители балуют своих детей, потакая их капризам и прихотям, их кредо можно, по-видимому, сформулировать так: «Мы родители этого ребенка и мы будем делать все, что он пожелает». Такая любовь оборачивается тем, что ребёнок растёт неприспособленным к жизни. В раннем детстве его не приучали к самостоятельности, выполняли все его прихоти. В результате у ребёнка не формируется навык самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, которая характерна для детей с глубоким нарушением зрения. Компенсация слепоты происходит главным образом за счёт развития речи, однако, бедный чувственный опыт делает знания детей об окружающем мире формальными.

Когда с дефектом ребёнка смирились, но не принимают самого ребёнка. «Я мирюсь с тем, что мой ребёнок слепой, но я хочу, как можно меньше иметь с ним дело». Это приводит к тому, что семья при первой возможности отдаёт, ребёнка в учреждение и проблемы по воспитанию перекладываются на педагогов. В семье такие дети неухожены, заброшены. Глубокое нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Такие дети нуждаются в постоянной ласке и защите.

Принимается ребёнок родителями, а его дефект нет. «Мой ребёнок не такой плохой, как об этом говорят, и я докажу это». И родители пытаются сделать это всеми доступными средствами, вопреки здравому смыслу даже в ущерб самому ребёнку. А время летит быстро, при этом упускается невосполнимое для психического развития ребёнка время первых лет жизни. Это наносит ребёнку непоправимый вред: не только тормозит развитие, но и напрягает нервную систему, что приводит к стрессу и отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Тем самым и ребёнок «заражаясь» от взрослых становиться озлобленным, ненавидит окружающих людей, часто испытывает чувство одиночества.

Непринятие дефекта, которое ведёт непринятия и самого ребёнка. «У меня не может и не должно быть аномального ребёнка». Родителям кажется, что наличие ребёнка с глубоким нарушением зрения означает крах всей жизни. Они не видят никаких перспектив, они страшатся слова «инвалид». У них появляется желание избавиться от ребёнка, их решения зависит от окружающих людей.

Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с дефектами зрения, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Оно проявляется в сентиментальном детоцентризме, который приводит впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей с тяжелыми зрительными дефектами. Ни мать, ни отец в своем подавляющем большинстве не готовятся опытом всей предыдущей жизни к адекватному отношению к слепому ребенку, не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой ребенок ─ “сплошной вопросительный знак”. Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребенка со зрительным дефектом, не знают, к кому следует обратиться за помощью, где получить методическую литературу.

С появлением незрячего ребенка в семье, несомненно, меняется и характер взаимоотношений между супругами, которые оказываются не готовы к воспитанию особого ребенка. Стресс, который они переживают, зачастую приводит к распаду семьи. Отношения между супругами могут измениться в лучшую сторону, если в семье появится здоровый ребенок, и они могут не ухудшиться до такой степени, если в семье уже растет здоровый ребенок. Однако, в некоторых семьях переживших такой критический момент, родители в силу, на первый взгляд, объективных причин, не решаются завести еще детей и ребенок-инвалид становится единственным.

Все вышеперечисленное, безусловно, должно учитываться, как при работе с самим ребенком, так и при непосредственной работе с родителями. Наша задача состоит в том, чтобы объяснить им всеми возможными способами и методами значение развития навыков самообслуживания, ориентировки и мобильности, интеллектуальной сферы. Дать понять, что только будучи самостоятельным и независимым человеком, инвалид по зрению сможет прорубить себе дорогу в жизнь, сможет сразиться со всеми перипетиями этой нелегкой жизни. К сожалению, не всегда это удается, но ведь вода камень точит.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Озеров В.Д. Беседы с родителями незрячих детей

. – М.: АРКТИ, 2007

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста: 3-е издание. – М.: 2003.

Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 88-94