Доклад на тему Работа с учащимися проявляющими интерес к химии

Доклад учителя химии

МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска»

Рзаевой Л.Г. на тему:

«Работа с учащимися, проявляющими интерес к химии»

Работа с учащимися, проявляющими интерес к химии.

В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у школьников общеобразовательных школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни.

Сегодня в практике обучения химии существует противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета на начальном этапе и недостаточной сформированностью умения логического мышления у школьников общеобразовательных школ. Это является одной из причин резкого снижения интереса учащихся к предмету, наряду с сильной теоретизацией учебного материала, недостаточным качеством учебников, ослаблением роли эксперимента и т.д.

Практика преподавания химии в школах выявила также проблему низкой учебной мотивации школьников при изучении наукоёмкого предмета «химия». Анализ причин этого явления показал, что современный курс химии для средней школы перегружен большим количеством абсолютно новых для учащихся понятий, требующих не только простого запоминания, но и понимания взаимосвязи между ними. Пробел в знаниях учащихся даже одного из этих понятий приводит порой к полной невозможности восприятия и осмысления последующего материала.

В настоящее время химия считается одним из трудных предметов в современной школе. Но когда у ученика возникает интерес – тогда ситуация меняется, развивается особая химическая смекалка, появляется энтузиазм, увлеченность, обучение доставляет радость.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы заинтересовать ребенка изучением химии, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своему предмету и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других, при этом достаточно быстро может выявить учащихся, которые проявляют интерес и определенные способности к предмету. На этом этапе важно поддержать этот возникший интерес ученика, не дать ему угаснуть, а способности развивать в нужном направлении.

В первый год изучения химии в начале учебного года очень многие учащиеся проявляют интерес к предмету, но он достаточно быстро угасает, так как небольшое количество лабораторных опытов и практических работ и много математических расчетов начинает их пугать. Ученики, которые в дальнейшем могут успешно конкурировать в предметной олимпиаде по химии должны иметь хорошие математические способности, и, как правило, такие дети уже привлечены к участию в олимпиадах по другим предметам. Здесь важно заинтересовать ученика новым предметом, показать его возможности. Помогут в этом не только приемы и формы работы, используемые на уроке, но и внеурочная деятельность: внеклассные мероприятия, стимулирующие занятия, организация работы факультатива. В 8 классе его можно начать и со 2 полугодия, когда ученики уже будут иметь представление о предмете и развивать интерес к нему. С учениками8класса можно поставить инсценировку сказки: «Волшебная наука – химия «. Проводятся и другие мероприятия: «Лаборатория чудес», «Своя игра – химия», «Путешествие в страну Естествознания» и др. Цель одна – заинтересовать.

Второе – важно дифференцировать учащихся по их реальным возможностям. Понятно, что одних учащихся вы будете готовить к олимпиаде, а с другими – вести исследовательскую деятельность и готовиться к участию в научно-практических конференциях.

Когда вы уже выявили учащихся, с которыми вам предстоит работать, лучше организовывать и планировать не индивидуальную, а групповую работу и создавать микрогруппы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Во первых – в микрогруппах наряду с обучением, происходит и взаимообучение, и осуществляется взаимопомощь, и самоутверждение, происходит общение равного с равным, а не только с учителем. Какими бы ни были демократичными отношения с преподавателем, они не могут заменить общение со сверстниками. Группы могут быть разновозрастными и включать в себя учеников 8-9, или 10-11 классов. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с хорошим опережением.

Конечно, работу необходимо проводить в системе, а для этого составить примерный план индивидуальной работы. За основу можно взять программу факультативных занятий: «Подготовка к олимпиадам по химии»; «Решение расчетных задач по химии повышенной сложности» и др.

Работу с мотивированными учащимися я провожу и на факультативных занятиях. В прошлом году и в этом году это факультативные занятия в 8 классе: «Любознательным о тайнах вещества» и в 9 классе: « Продолжаем открывать тайны вещества». На факультативных занятиях вы отрабатываем в более детально программный материал. В основном, сюда приходят ученики, которым нравится предмет, или если они хотят иметь более высокую отметку, а предмет им дается трудно. На факультативных занятиях мы уделяем большое внимание проведению химического эксперимента, отрабатываем навыки работы с химической посудой, приборами, реактивами. Выполняем практическую часть исследовательской работы при подготовке к научно – практической конференции. Эта работа направлена на развитие интересов и общих навыков исследовательской работы.

Вообще, часто интерес к химии проявляется именно в желании экспериментировать, химичить. Тут, главное, направить деятельность учеников таким образом, чтобы химический эксперимент становился не целью, но средством в достижении поставленных целей.

Помогайте учащимся ,влюблённым в химию ставить реальные цели, поддерживайте их в достижении этих целей, развивайте интерес к химическому эксперименту, основывайте его на научном подходе, учите искать объяснение каждому наблюдаемому явлению.

Выявление и работа со способными учениками должна быть планомерной и систематичной. Нужно не отбить охоту, но и не перехваливать, иначе работа станет просто неэффективной, и мы не добьемся поставленной цели. Но реально у нас очень мало времени для серьезной подготовки учащихся. Важно, чтобы ученик сам был заинтересован, и занимался самоподготовкой.

Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, его уверенность в выбранном направлении.

Для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Примером может послужить система подготовки к олимпиадам.

Олимпиады по химии — одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. Они не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. Химические олимпиады пропагандируют знания по предмету, способствуют дополнительному изучению учебной и научно-популярной литературы, повышают интерес учащихся к химии, формируют профессиональные интересы и намерения.

Массовое участие школьников в химических олимпиадах школы и района указывает на хорошо организованную внеклассную работу по химии, проводимую в школьных химических кружках.

Основными задачами олимпиады являются:

а) повышение интереса учащихся к изучению химии;

б) подведение итогов работы факультативов, кружков, секций и активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по химии;

в) оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии, рекомендация наиболее способной молодежи к поступлению в вузы страны;

г) привлечение преподавателей, студентов вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений к активной помощи школе и пропаганде химических знаний.

Продуманная организация олимпиады в школе, методически обоснованный подбор задач, четко разработанная система оценок и своевременная обработка результатов, поощрение победителей способствуют пропаганде в школе химических знаний, привитию интереса и любви к химии, повышают успеваемость и качество знаний по предмету.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы необходимо практиковать индивидуальные творческие и исследовательские работы учащихся по химии, которые получили название творческих проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут у учителя темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты творческих самостоятельных работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.

Данная форма работы помогает формировать навыки и методы исследовательской работы; поддерживать и развивать самостоятельность в учении; формировать самооценку через общение с равными.

Хотелось бы, чтобы не только один учитель работал на результат, а чтобы работала система: летние лагеря для одаренных учащихся, организация треннинговых занятий на местах с привлечением специалистов из высшей школы,. Чтобы учителя имели доступ к базе данных заданий, а интернет олимпиады готовили не студенты – вундеркинды, а профессионалы, знающие школьную программу.

Основными задачами внеклассной работы по химии являются формирование и развитие интереса, склонности к изучению химии, выявление способностей и дарований к этому предмету, расширение кругозора, овладение специальными умениями и навыками экспериментальной работы в химической лаборатории, а также со специальной научной и популярной литературой. В ходе внеклассной работы осуществляются оформление химического кабинета, учащиеся получают дополнительные возможности социальной адаптации, развивается их

Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь эта задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность; затем в стремление познать большее и научиться большему; далее у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии; наконец он (ученик) решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль в профориентации могут сыграть экскурсии, специальные встречи с профессионалами, тематические вечера «Я бы в химики пошел». Немаловажно работать в этом направлении не только с учениками, но и с родителями.

Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру учащихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках и во внеурочное время на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы, различные электронные издания, компьютерные презентации и прочее, что является неотъемлемой частью современного естественнонаучного образования.

Таким образом, применение информационной технологии в процессе обучения химии по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем. Для более полного и систематического применения информационной технологии в процессе обучения химии необходимо переработать школьные программы в соответствии с учётом возможностей.

В своей практике могут использовать компьютерные технологии как для всего класса для демонстрации опытов, экспериментов, иллюстраций каких-либо промышленных химических процессов, анимационные иллюстрации химических реакций, так и для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:

• содержание учебного материала;

• организация учебной деятельности, присутствие экспериментальной составляющей;

• стиль педагогической деятельности учителя;

• коллективные, групповые формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы: стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся; умение придать личностную окраску преподаванию; владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения старшеклассников.

1. Осознание ближайших и конечных целей.

2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.

3. Наличие любознательности у школьников.

4. Положительный психологический климат.

5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.

Этапы деятельности, направленные на развитие мотивации у учащихся:

1-й этап – мотивационный.

Он включает в себя следующие учебные действия: создание учебно-проблемной ситуации (постановка учебной задачи, теоретическая и практическая значимость темы, ее ценность в истории науки); формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; план работы, установка на подготовку к изучению нового материала.

2-й этап – операционально-познавательный.

Он предполагает: усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.

3-й этап – рефлексивно-оценочный.

На этом этапе происходит: анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные результаты учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта («на ошибках учатся»); «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости.

Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой

Помочь одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале — лучших российских ученых, кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977

2. Гимбух Ю.З. Умственно-одаренный ребенок. К., 1993

3.Интернет –ресурсы