Доклад на тему Применение информационно-коммуникационных технологий на индивидуальных з

Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий на индивидуальных занятиях по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении I вида».(слайд1)

Голос мира, миллиард звуков, напевы уличного шума и музыкальный фестиваль живой природы, громкие аккорды, минорные симфонии и звуковые увертюры сопровождают человеческую жизнь. Но услышать, как разбиваются об асфальт дождливые капли, могут те, кто слышит. Представим на несколько секунд жизнь в тишине. Ведь наши неслышащие дети живут в такой тишине. Поэтому в системе обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями слуха задача формирования устной речи занимает особое место, так как она реализуется в условиях нарушения единства слуха и речи.

Наша школа (слайд2) необычная прежде всего своими техническими обеспечениями. (слайд3) В кабинетах полукругом, в виде подковы, расположены школьные парты, учащиеся должны видеть лицо друг другу при говорении. Каждая парта оборудована звукоусиливающей аппаратурой фронтального применения. Два класса оснащены (слайд4) компьютерным оборудованием типа макинтош, и в слуховых кабинетах (слайд5,6) имеется компьютер, слуховые аппараты индивидуального пользования.

(слайд7) Использование Информационно-Коммуникационных Технологий позволяет проводить занятия:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания)

эффективно отрабатывать навыки чтения, письма.

(слайд8) Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:

При объяснении (введении) нового материала

При закреплении

При повторении

При обобщении

При обследовании

В связи с потерей слухового восприятия особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор у ребёнка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и во владении речью. Поэтому создание и применение электронных мультимедийных презентаций, оснащённость компьютерным оборудованием помогают поддерживать у школьников устойчивый интерес к приобретению знаний.

В школе формирования произношения осуществляется сурдопедагогом на индивидуальных занятиях. Занятие начинаем с дыхательно-голосовых упражнений. Они отрабатывают слитность, выразительность, модуляцию голоса.

Развивая дыхание, использую игры: (слайды 9,10,)задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звёздное небо; закатывание мяча в ворота; сдуть листья с дерева (лепестки с цветка); раздуть опавшие листья, закрывающие рисунок и т.п. Сначала выполняем упражнения на предметах, затем показываю мультимедиа (слайды 11,12). Методическая сила его состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать.

Развивая модуляцию голоса по силе и высоте, применяю неречевые звуки (слайд13) и диск (слайд14) «Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи» речевого тренажёра «Интон» фирмы Унитон. (слайд15) Комплексный речевой тренажёр «Интон» является аппаратурой индивидуального пользования для кабинетной работы. (слайд16) Ученику удобно работать с комплексным речевым прибором «Интон-М» (показ заданий на диске прибора). Он обеспечивает проведение следующих видов работы:

- работа над высотными модуляциями голоса;

- работа над силой звука;

- работа над слитным произнесением слов и фраз, работа над ритмом речи;

- дифференциация согласных звуков по признаку: звонкие/глухие, по признаку: ротовые/носовые, коррекция «гнусавости»;

- работа над интонацией и логическим ударением.

На тренажере ученик видит, как говорит, как меняется его собственный тон голоса (увеличивается или уменьшается световой участок шкалы — первый, второй, третий отрезки). Он говорит, слушает, смотрит и сравнивает, анализирует, в чем разница. Подкрепляет свой речевой опыт визуально, опираясь на шкалу индикации основного тона. Прежде всего надо отметить его мультисенсорный принцип функционирования т.е. возможность проводить контроль по трем каналам восприятия: 

слуховому (остаточный слух);

зрительному;

тактильному.

1. слухо — зрительные связи: при выполнении речевого задания, ученик слышит (через наушники) и видит, как изменяется светящийся рисунок шкалы индикации высоты основного тона от низкого звучания голоса до высокого и наоборот.

2.   Слухо — тактильные связи: при выполнении речевого задания, ученик одновременно говорит, слышит, видит (индикацию) и чувствует вибрацию через устройство тактильного вибратора.

3.   Слуховые связи: при выполнении речевого задания, ученик говорит в микрофон и хорошо себя слышит через наушники, выбирая при этом частотный корректор (1, 2, 3 или подбор комбинации кнопок), который позволяет расширить, каждый по-своему, диапазон воспринимаемых частот с целью максимальной разборчивости речи.

Анализ занятий на тренажёре показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Следующий этап занятия: Работа с профилем (слайды17-20)Наряду с учебно-демонстрационным материалом «Артикуляция звуков в графическом изображении», применяю (слайд21-27) учебно- методическое пособие по формированию правильного произношения у неслышащих учащихся.

Следующий этап: Артикуляционная дифференцировка.

Работу над звуком (слайды 28,29) начинаем с изучения правильной артикуляции (слайд30) на графическом изображении профиля звука и на основе ТВК (тактильно-вибрационного контроля). Затем выполняем артикуляционные упражнения (слайды31-38), делаем фонетическую ритмику(слайд39) (мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию или вращать руками перед грудью). Затем идёт постановка звука(слайд40) по подражанию, механическим путём (зонды). После постановки автоматизируем звук (слайды41-46) по позициям на слогах, словах, предложениях, во фразах.

Вторая часть занятия развитие речевого слуха. В этой части занятия учим детей различать на слух неречевые звуки, разные шумы, голоса (слайд47,48), работаем над текстом, применяя компьютерные презентации(слайд49). Слабослышащих детей учим воспринимать на слух разговорную речь по телефону, речевой материал в аудиозаписи с голоса диктора (слайд «Волшебные слова»), учителя-предметника или одноклассника (слайд51. Эчис и Буяна 6 кл). В свободное время ребята слушают аудиозаписи в электронной книге (слайд52). Наши учащиеся (слайд53) (Кежикмаа, Лилия, Алдар) участвовали в республиканском конкурсе юных чтецов «Живая классика» среди слышащих детей и получили ценный приз – электронную книгу.

Развивая психические процессы своих воспитанников, применяю игровые приёмы (слайд54), использую здоровьесберегающую технологию (слайд55), соблюдаю санПиН и условия соблюдения мультимедийной презентации: показываю 1-2 слайда, не перегружу текстом, применяю неактивные анимации.

Для поддерживания позитивного настроения учащегося по окончанию урока включаю презентацию пожелания, рекомендации, способствующие вызвать положительные эмоции (слайд56).

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

   Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  Т. опрезентация:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Усиливает воздействие выступления

Выводы:      

ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;

использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать мне следующие выводы:     – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;     – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).

Список литературы.

    

1. Варченко В. И. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

2. ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

3. Игры для тигры [email protected]

4. Презентации в интернете.

5. Опыт работы учителей корекционных школ г Куйбышева Новосибирской области.

6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.