Доклад на методическом объединении воспитателей Условия оптимизации развития познавател

ДОКЛАД

на тему:

«Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха».

Воспитатель: Шатилова Е. А.

Рассказово- 2012

Введение

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушениями слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский,  Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление ребенка к познанию. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.

Повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе связан со следующими явлениями. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и ребенком с нарушениями слуха.

Необходимость повышение уровня культуры общения детей в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников с нарушениями слуха, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.  В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка с нарушениями слуха в целом. Руководя игрой, организуя жизнь детей  с нарушениями слуха в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Особенности познавательной активности детей с  нарушениями слуха

        

 Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в различных видах деятельности.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник с нарушениями слуха проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».

В  словарях, энциклопедиях  понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность — через активность.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности,  в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.                                         

Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и так далее. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется  внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней»

Ряд ученых: А.Р. Лурия, В.И. Селиверстов, А.Г. Литвак,  М.С. Певзнер и другие. рассматривают познавательную активность как естественное стремление ребенка к познанию, считая, что  человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг,  исследовали проблему активизации мышления детей в процессе обучения и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.        Достаточно популярна и другая точка зрения, где познавательная активность характеризуется интенсивностью и напряженностью. Ее выдвигают Т.А.  Серебрякова, Н.А.  Половникова  и другие. По мнению Т. И. Шамовой, познавательная активность не сводится к простому напряжению интеллектуальных и физических сил школьника. Она рассматривается  как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Познавательная активность отражает определенный интерес школьников с нарушениями слуха к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению,  расширению знаний и кругозора.

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к  рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей с нарушениями слуха.

Э.А. Красновский  дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»

Повышение результативности обучения школьников с нарушениями слуха не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в старшем возрасте  положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников с нарушениями слуха.

Общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности школьников нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, то есть, субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек.

П.И.Зубкова определяет познавательную активность школьников как целенаправленную  деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией  Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

    Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

1)     репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

2)     поисково-исполнительная активность; это более высокий  уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

3)     творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Развитие познавательной активности детей с нарушениями слуха представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

         В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.

Известно, что познавательная активность  детей с нарушениями слуха развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, Т.А.Куликова, А.В.Петровский, Г.И.Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие ребенка.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:

-общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.),

- потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович),

- общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.).

Изменение параметров нормативной ситуации (внешних признаков ситуации и правил – возможных способов действия в ней) будет влиять на проявление познавательной активности школьников с нарушениями слуха, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия проявляемая ребенком познавательная активность будет возрастать. Таким образом, ситуации с более высоким уровнем сложности должны стимулировать проявление познавательной активности школьников с нарушениями слуха.

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности старших школьников с нарушениями слуха: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых школьникам с нарушениями слуха. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектно-личностно заинтересованной позиции школьника с нарушениями слуха.

Исследования, проведенные ведущими психологами, позволили установить, что в основе умственного развития детей с нарушениями слуха лежит усвоение ими различных видов  познавательных ориентировочных действий, причем наибольшее значение отводится перцептивным и мыслительным.

Характеристика речевого развития слабослышащих дошкольников на современном этапе позволяет говорить о значительном разнообразии речевой готовности, заключающейся в различных уровнях овладения словарным составом, экспрессивной и импрессивной сторонами речи, диалогической и связной речи.

 Вторичные отклонения, возникающие вследствие слуховой депривации, становятся причиной своеобразия развития сенсорики и мышления слабослышащих детей.

  Большинство слабослышащих детей имеет недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления, так, у них наблюдаются трудности в обобщении способа действия. У слышащих же детей, как правило, речевые действия опережают практическое их выполнение, что способствует более успешному решению наглядных задач.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха не может протекать интенсивно без наличия у них познавательной активности, то есть, стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательная активность у школьников с нарушениями слуха способствуют лучшему усвоению нового материала, устойчивый интерес к занятиям.

О потенциальных возможностях мыслительной деятельности слабослышащих детей можно судить по использованию различных видов помощи. Анализ условий преодоления затруднений (путем оказания разных видов помощи) способствует выявлению особенностей слабослышащих детей к обучению и конструированию форм и методов коррекционно-педагогического воздействия.

Активизация познавательной деятельности школьников с нарушениями слуха предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном.

Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности – мотивационный.

Мотивация (от лат, «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Мотивами управляют совместно  педагоги и дети. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а с позиции ребенка следует вести речь о мотивации учения.

Непосредственное воздействие на мотивацию  учения  детей  с нарушениями слуха оказывает постановка целей, имеющих смысл для школьника и обеспечивающих его включенность в деятельность (что соответствует «внешней» и «соревновательной» мотивации); и актуализацию ориентировочной потребности школьников, побуждающей к поиску, открытию, постижению нового и обеспечивающей «проблемную включенность» в учебную ситуацию (что способствует «внутренним» мотивам).

Повышению мотивации  школьников с нарушениями слуха способствуют условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге.

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей,  общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ребенок захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

Как свойство личности познавательный интерес не дается человеку от природы, поэтому необходима целенаправленная систематическая работа по его формированию и развитию.

Использование в процессе обучения познавательных задач является основным условием развития познавательной деятельности школьников с нарушениями слуха. В повседневную практику обучения необходимо включать как подготовку к самостоятельному решению детьми познавательных задач, так и само решение этих задач, поскольку «умение их решать – важнейший критерий достигнутой познавательной самостоятельности, а все возрастающая сложность этих задач – решающий показатель уровня познавательной активности и самостоятельности школьников с нарушениями слуха».

Таким образом, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Среди структурных элементов познавательной активности детей с нарушениями слуха выделяют познавательный интерес, мотивы обучения,  особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий,   а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов.

Показателями активности, которые необходимо развивать у детей с нарушениями слуха могут быть: инициативность, энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности), добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности), самостоятельность, саморегуляция, осознанность деятельности, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца), целеустремленность, целенаправленность, творчество.

 

 

 

Этапы оптимальной активизации познавательной деятельности.

Принципиальная задача педагога – развитие личности и её активности. Так, С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Для того, чтобы развивать познавательную активность, необходимо учитывать три основных внешних условия:

- общение со взрослыми и сверстниками;

- субъективная позиция ребенка в деятельности;

- направленность деятельности на познание окружающего мира.

К числу общих недостатков развития, характерных для слабослышащих детей, относятся:

замедленное и ограниченное восприятие;

недостатки развития моторики;

недостатки речевого развития;

недостатки развития мыслительной деятельности;

недостаточная, по сравнению с обычными детьми, познавательная активность;

пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).

В качестве перспективных тенденций, формирующих познавательную активность слабослышащих детей, выделены следующие:

- организация поисковой деятельности детей в микрогруппах по 2-3 человека, что способствует установлению благоприятного психологического климата и осуществлению индивидуального подхода;

- использование художественной литературы и ИКТ в качестве как информационной основы поисковой деятельности, так и средства формирования предпосылок развития познавательной активности;

- планирование поэтапной организации поисковой деятельности.

Поэтапная организация поисковой деятельности предполагает некоторые особенности. Так, задачами первого этапа (подготовительного) являются: стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувственной сферы; накопление информации об окружающем мире. Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с окружающим миром, так как в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый речевой материал, который в дальнейшем (в силу идентичности тематики) будет предметом рассмотрения на занятиях. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесенность слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции слова. Решение поставленных задач осуществляется посредством объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы), репродуктивных методов (деятельность по заданному алгоритму). Педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

Второй этап (основной) направлен на овладение способами решения возникающих перед ребенком проблем. Основными методами реализации этого этапа являются проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование). В процессе элементарной поисковой деятельности ребенок подбирает творческие способы решения проблемных ситуаций. Результатом этого этапа является перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной деятельности. Овладение способами деятельности дает возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовать собственную деятельность. На занятиях происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний. Работа над различными формами и видами речи проводится параллельно. Также этот этап характеризуется овладением действиями моделирования. Моделирование – это вид знаково-символическогй деятельности, который предполагает исследование не конкретного объекта, а его модели. (Л. А. Венгер). На данном этапе происходит формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для уточнения произношения. Отработка различных компонентов устной речи способствует повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данном этапе работа ведется на знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности, что особенно важно — в тех, которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением .

Третий этап(этап совершенствования) призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека. Результатом этого этапа является переход на более высокий уровень проявления познавательной активности и приобретение способности организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения поставленных задач. Наибольшие результаты дают те виды деятельности, которые доступны детям как по содержанию, так и по действенной составляющей: экспериментирование, решение творческих задач и дидактические игры поискового характера. На данном этапе решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

Заключение

        

Современный этап развития специального образования требует  от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка с отклонениями в развитии. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

  Среди структурных элементов познавательной активности  детей выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.

Успешность развития познавательной активности детей с нарушением слуха  связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности,   сознательности,  активности,   самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.  

Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей с нарушением слуха, является дидактическая игра — это  мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей с нарушениями слуха.

Развитие познавательной активности детей с нарушением слуха достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических  условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей — дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения;   постоянного изучения познавательной активности школьников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.