Доклад на ШМО учителя химии и биологии Сергиевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ Алимов

Доклад

на ШМО

учителя химии и биологии Сергиевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ

Алимовой И.В.

Тема: «Зачеты

на уроках химии»

2011г.

Логическнм завершением изучения многих тем по химии являет зачет. Главная цель зачета — проверка качества знаний учащихся полноты, глубины, систематичности ,гибкости, «прочности «осознанности» ,действенности. При проведении проверки следует выявлять умения учащихся применять знания в нестандартных условиях творчески. Зачет по химии , особенно в старших классах имеет большое значение для решения образовательных задач, воспитательных и развивающих. Его можно проводить по-разному .Один из вариантов — семинар -зачет ,который проводят в конце изучения крупного раздела, темы ,курса . На семинаре -зачете проверка глубины знаний и умений учащихся сочетается с индивидуальным подходом к ним с целью выяснения подготовленности каждого к выпускным экзаменам. Проверяется не только полнота и систематичность знаний ,но и умения применять теоретические знания на практике для анализа явлений и химических процессов, прогнозировать сравнивать свойства веществ на основе их химического строения, выполнять химический эксперимент—решать расчетные и качественные задачи . Разнообразие предлагаемых заданий должно обеспечить проверку гибкости знаний учащихся .В то же время цель учителя на таком уроке -оценить работу каждого ученика с помощью устного, письменного, практического контроля. Этому могут служить методы программированного контроля — без машинного и машинного, например с помощью калькулятора. Подготовка к семинару -зачету предлагает работу учащихся с разными источниками информации: учебником учебными пособиями, научной и научно -популярной литературой . Справочными материалами. К занятию готовим оборудование: таблицы, реактивы, диафильмы .Зачеты проводят 2-3 раза в год. За 1-2 недели до зачета учащимся сообщают вопросы которые следует повторить самостоятельно дома ,иногда предлагают список учебной литературы или номера заданий из учебника или школьного задачника Время зачета ограничено ,поэтому для зачета при подборе заданий необходимо учитывать не только их емкость ,но и число вопросов в них. Оптимальное число заданий ,которое

целесообразно предлагать школьникам 4-6. Наблюдения показали, что учащимся предлагают больше заданий , то они часто допускают в ответах ошибки по невнимательности и практически не слушают устных ответов своих товарищей.

Если для подготовки к зачету учитель считает расширить круг обсуждаемых вопросов, то на уроке -зачете эти вопросы целесообразно распределить по вариантам или сократить. Число заданий на уроках зачетах по одной теме и разных классах можно варьировать в зависимости от возрастных особенностей учащихся и их подготовки к работе на данном этапе обучения. Для активизации внимания школьников на уроках зачетах целесообразно не только чередовать различные по характеру задания, но и предусматривать смену видов деятельности учащегося .При подготовке и проведении зачетов с целью повышения познавательной деятельности старшеклассников можно использовать игровые элементы. С успехом проходит зачет в форме игры (вертушка ) урок так назван потому что , учащийся сдающий зачет , отвечая на каждый вопрос , переходит от одного стола к другому , за которым сидят учащиеся -консультанты, которые руководят опросом. таким образом отвечающий в ходе зачета совершает своеобразный круг по классу и лишь к концу урока возвращается на свое рабочее место.К уроку-зачету учитель заранее готовит консультантов.Этих учащихся можно выбрать среди тех,кто занимается на факультативных занятиях .Они должны сдать зачет учителю раньше остальных .В обязанности консультантов входит также оценка ответов учашихся. Урок зачет распределяется по времени следующим образом : 1) Организационная часть 5мин сообщение учащимися темы занятия и порядка работы на нем .2)Подготовка учащихся к зачету — индивидуальное выполнение школьниками зачетных задании 10-15мин) 3)собеседование учащихся «сдающих зачет с консультантами или учителем 20-25мин .4)подведение итогов зачета.