Доклад на PMO Развитие познавательных способностей учащихся и роль КСО модульной техно

Доклад на PMO

«Развитие познавательных способностей учащихся и роль КСО, модульной технологии в этом»

учителя химии и биологии Сергиевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ

Алимовой И.В.

2010г.

В педагогике «потребностей», предложенной Сухомлинским, психологическая основа метода воспитания — обращение учителя к интересам и потребностям школьника, а также создание психолого-педагогических условий для их развития. Какие же потребности надо развивать в первую очередь? На какие нужно опираться, чтобы вызвать у ребёнка стремление к развитию своих способностей, желание учиться?

В настоящее время нежелание школьников учиться — едва ли не главная проблема в школе. Причины возникновения такой ситуации многообразны. Главная причина — недостаточное развитие, деформация познавательных потребностей ребенка. Под

познавательной потребностью следует понимать потребность в новой информации, в новых знаниях. Познавательная потребность ориентирована главным образом на сам процесс познания, а не на его peзультаты. Очень отчётлива эта способность познавательной потребности у детей. Ученик, по-настоящему любящий химию, радуется каждой новой задаче и совсем не будет рад, если ему вдруг дадут готовые решения. Выраженное удовольствие от процесса умственной деятельности, значительные положительные эмоции — другая важная особенность познавательной потребности. Именно чувство удовольствия и отличает умственную деятельность, выполняемую на основе познавательной потребности, от деятельности, направляемой другими потребностями, например, желание получить хорошую

отметку. Если ученик старательно занимается, чтобы заслужить похвалу или худой конец, чтобы не ругали дома — к познавательной потребности это не относится. Но вот тот же ученик, придя из школы, хватается за книжку о животных, забыв обо всём, читая пока не закончит, в этом случае он занимается по собственному желанию интеллектуальной деятельностью. Каждый день и час ему нужно узнавать что-то новое. В момент такой работы вместе с участком мозга, занятым умственной работой, всегда возбуждается и центp положительных эмоций (при условии, конечно, что умственное напряжение вызвано именно потребностью в познании, а не, скажем, страхом получить 2 или 3). Такие дети при умственной работе не утомляются. Следует подчеркнуть, только умственная деятельность, сопровождаемая положительными эмоциями, ведёт к развитию умственных способностей. Во всех других случаях, когда деятельность вызвана любыми другими потребностями, может происходить приобретение знаний, овладение навыками, но развитие способностей не происходит. Ceгодня я буду рассказывать о технологии КСО.

Основной вид деятельности ученика при этой форме обучения, как и при многих других технологиях — — самостоятельная работа с книгой, лекцией и т.д.

В своей работе каждый из нас придает большое значение формированию интереса к предмету, развитию учащихся самостоятельности, логического мышления.

Именно поэтому на уроках отводится много времени самостоятельному изучению школьниками материала учебника под руководством учителя и специально изготовленных учителем руководств. Да и самом деле имей учитель много времени на объяснение, доступно, толково объясняй, усвоится только 5% из сказанного, а то, что понял, отыскал в учебнике да ещё этому научил своего товарища, не забудется.

В связи со сменой программ образования и переходом на личностно-ориентированную концепцию обучения, возникла необходимость изменения форм и методов преподавания. В своей практике в 10 классе я использую технологию модульного обучения. Почему? Следуя этой технологии, можно организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. Учитель при этом освобождается от функции информатора и контролёра и поучает сосредоточить внимание на консультационно-координационной индивидуальной работе с учащимися. Это возможно ещё и потому, что азы знаний по органической химии учащиеся получили в 9 классе. На уроке создаётся обстановка, при которой ученик не может сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Мне этот опыт работы показался привлекательным и не только мне, но и детям. Правда не всем, это как раз зависит от развития способностей учащихся. (О чём говорилось выше). Этот метод позволяет каждому учащемуся выбрать свой темп работы по изучению материала, достигать результата на доступном ему уровне, работать в ситуации успеха, осваивать и совершенствовать не только предметные, но и общеучебные умения и навыки, такие, как постановка цели, выбор средств и путей её достижения, осуществление контроля за своими достижениями и коррекция ошибок. Учащиеся узнают новое из работы в паре, группе с другими учащимися ведут конструктивно обмен мнениями, делают выводы. Технология КСО обучает учащихся в ходе особым образом организованного общения, в ходе которого воспроизводятся и усваиваются все виды человеческой деятельности. Общение может быть опосредованное (получение информации из книги или других печатных источников) и не опосредованное: парное (получение информации при общении в паре); групповое (получение информации в процессе общения в группе, состоящей из 3-х и более человек); естественное в парах сменного состава ПСС ( получение информации от каждого партнёра по очереди). Одна из технологий коллективной организационной формы обучения — отработка основных понятий курса.

«Мурманская методика». Методика взаимообмена заданиями (ВЗ) используется при изучении нового материала, отработки умений и навыков, обобщение систематизация знаний учащихся. Перед коллективным занятием проводится ввод всей информации учебной темы целиком с использованием опорных конспектов и при этом проговариваются основные условные моменты, их взаимосвязь и значение. На всех этапах коллективного обучения идёт учёт работы. Индивидуальный учёт работы ведёт каждый ученик в своей тетради. Учёт работы в малой группе ведётся в листке учёта. В результате учёта оценок получается три — самооценка, оценка партнёра, оценка учителя.