Доклад к педсовету Современные педагогические технологии

Выступление

на педагогическом совете

по теме «Современные педагогические

технологии в деятельности классного

руководителя и развитие его

педагогической культуры«

классного руководителя 7-го класса

МОУ СОШ п. Мирный

Усмановой Р.Г.

январь 2012 года

Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Главная задача, которую я ставлю перед собой в классном коллективе, это становление и преобразование личности, управление процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития учащихся, формирование их духовного мира. Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава нашей школы, общешкольного воспитательного плана, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностного ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед классным коллективом и ситуацией успеха в классе.

Развитие личности не прекращается ни на минуту. Главная задача в том, чтобы направить этот процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.

Таким образом:

- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

- строя какое-то воспитательное воздействие на ребенка, учитываю множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие. В итоге на основе внешних проявлений формируется представление личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.

В своей работе по формированию качеств, культуры здоровья обучающихся, я выделяю несколько жизненно важных навыков:

- умение решать проблемы;

- умение творчески мыслить;

- умение мыслить критически;

- умение общаться;

- умение устанавливать межличностные отношения;

- самопознание;

- умение сопереживать;

- умение владеть эмоциями;

- борьба со стрессом.

Данные жизненные навыки формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности, между которыми существует тесная взаимосвязь. Применяю следующие методы.

Духовно-нравственное воспитание осуществляю с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для чего провожу этические беседы, дискуссии, тематические вечера, конференции (ИКТ), создаю воспитывающие ситуации, использую ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек. Участие в конкурсах презентаций.

Методы формирования сознания включает следующие формы деятельности:

- классные часы, часы общения, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;

- беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя ряд форм:

- педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека.

- приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности. (Мероприятия совместно с родителями в рамках месячника…)

- воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью.

Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смыла жизнедеятельности. Поощрение при-меняю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав; награждение. (Копилка для родителей. Совместные мероприятия с детьми, участие в жизни школы и класса).

Я применяю также метод игровых ситуаций, т.к. он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимися на практике правила хорошего тона, правила и законы, по которым мы живем, правила здорового образа жизни. Часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения максимально сближаются, создается атмосфера естественного вхождения в конкретную ситуацию определенного содержания. (Акция «Музейный экспонат», акция»Добро»).

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на настроении и на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать – это значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек) творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты. Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья, нравственно-духовных качеств.