Доклад для МО классных руководителей КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ ПУТИ ИХ РЕ

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Долматова Н.А.)

Показ слайда1 .

Показ слайда2

Показ слайда 3(высказывания)

Конфликты неизбежны, это один из механизмов развития жизни.

В основе всякого конфликта лежит противоречие.

Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

Сегодня речь пойдет о конфликтах. Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями.

ПОКАЗ СЛАЙДА 4.

Давайте определим, что такое конфликт.

ПОКАЗ СЛАЙДА 5

КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.

Из определения мы можем выявить сущность такого явления как конфликт:

прежде всего необходимы два субъекта – участника конфликта (участников может быть и больше);

противоречие, которое лежит в основе конфликта, должно быть личностно значимым для субъектов;

необходимы определенные обстоятельства, которые выявили бы противоречие и столкнули интересы субъектов.

При наличии всех этих условий и возникает конфликтная ситуация, которая является 1 стадией развития конфликта

Через какой-то промежуток времени конфликт переходит во 2 стадию и выражается в инциденте.Формы протекания конфликта могут быть разными:

Недовольство – ощущение неудовлетворенности;

Разногласие – несходство во мнениях, взглядах;

Противодействие – действие, препятствующее другому действию;

Противостояние – концентрация на конкретном интересе субъекта;

Противоборство – борьба субъекта с кем-либо, чем-либо, мешающим реализации интересов субъекта.

Форма протекания конфликта тем острее, чем дольше продолжается сам инцидент. Поэтому, чем раньше начнется поиск решения, тем меньше будут психологические последствия.

Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно есть. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

Вот правила поведения в конфликте.

__Дайте партнеру » выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

____Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.

____Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».

__________Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать, а отношение к человеку — это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.

____Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.

_____В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.

_____Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать:» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.

_____Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.

_____Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие

.

_____Замолчите первым. Не от собеседника — «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати», а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.

_____Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься», только укрепляют и усиливают конфликт.

_____Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения

ПОКАЗ 6 СЛАЙДА.

Существует много способов решения конфликтных ситуаций.

Выбор зависит от личности субъектов, от формы протекания и других обстоятельств.

Способы разрешения конфликтов .

Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;

Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;

Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;

Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;

Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;

ПОКАЗ СЛАЙДА 7

Последствия конфликта тоже могут быть разными:

Деструктивные – разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений;

Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений.

Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности

ПОКАЗ СЛАЙДА 8

Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:

Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;

Не следует бояться конфликта, надо его решать;

Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».

Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.

ПОМНИТЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОБЩЕНИЯ

ПОКАЗ СЛАЙДА9.

Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтная ситуация сопровождается большим психологическим напряжением, стрессом, человек чувствует себя дискомфортно. Но этих негативных последствий можно избежать, если научиться предвидеть конфликтные ситуации и решать проблему в самом начале

ПОКАЗ СЛАЙДА 10

ПОКАЗ СЛАЙДА11

Для решения конфликта его участникам необходимо на основе взаимного уважения совместно найти выход из конфликтной ситуации.

2. Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.

СИТУАЦИЯ 1.

РОДИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ СТОРОНУ РЕБЕНКА. Подросток ЧУВСТВУЕТ ПОДДЕРЖКУ РОДИТЕЛЕЙ. Неоднократные беседы педагога не дали результата……

Реализованный вариант – анализ ситуации.

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Но поверила ребенку, а не педагогу...

Реализованный вариант – ультиматум:

….до родителей необходимо довести,чем грозят им пропуски ребенка школы без уважительной причины.

3. Заключение.

Сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессе общения мы часто конфликтуем друг с другом. Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Совместная работа учителя и родителей поможет вам в будущем лучше ладить со своими учениками.