Доклад Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение-это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Но в чем именно? Ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок домик, лошадка; лепит, результат действия — грибок зайчик.

Совсем иное дело — учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности — это изменение самого ученика, его развитие.

Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например. ученик решил задачу, написал диктант: результат- выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задание учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений к окружающей действительности, а не усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

Задача учителя — научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу — это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Например: зачем надо знать правило о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата? На уроках математики дети отвечают: Надо узнать, какой длины нужно купить клеенку, чтобы обить ею стены к коридоре в своей квартире; узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку и т.д.

Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включения в процесс обучения игры. Учить, играя, -оспаривать эту заповедь не станет никто. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Увидеть орфограммы, грамотно написать — трудное дело в начальной школе. Зато как удобно чувствуют себя дети, умеющие это делать.

Почемучка всегда приходит с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Кроме надоевших стихотворных физминуток можно проводить необычные — динамические паузы. Так можно фантазировать на уроке во время физпауз и «бегать» в парк посмотреть, как насекомые готовятся к зиме, как падают листья, найти оставшиеся цветущие растения. Но особенно нравятся детям музыкальные паузы.

Иногда дети сами давали задания классу, рисовали на доске рисунки, в них нужно было выполнить задание, решить пример.

Особенно благоприятны для развития мышления, внимания, интереса и многих других полезных качеств уроки математики. Большое количество карточек, украшенных аппликацией, дифференцируют работу с учащимися.

Особенно заинтересованно дети слушают задачи в стихах, логические и занимательные задачи и задания, математические игры-задания. Игра «Танграм» развивает пространственное воображение, творчество, фантазию.

Таблица умножения на 5 в стихах легко запоминается. Таблица на 9 – на пальцах у каждого из нас. Даже обыкновенная задача, рассказанная в занимательной форме, загадочным тоном, увлекает. «Продавец сказал покупателям:

Если на каждое платье взять по 3 м, то из этого куска выйдет 9 платьев. Сколько метров ткани в куске?»

«Сколько надо взять пятых частей круга, чтобы получить целый круг?»

«У меня в руках два числа, их сумма равна восьми. Какие это числа?»

Поддерживать и формировать интерес к учению помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, работа на перспективу, элементы драматизации, использование природных задатков и творческих способностей детей.

Проблема развития математических способностей детей — одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике. Крайняя разнородность взглядов на само понятие математические способности обусловливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди учителей распространено мнение: математические способности либо даны, либо не даны. И тут уж ничего не поделаешь.

Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности обусловлены индивидуальными различиями психики человека, в основе которых лежат генетические комбинации биологических компонентов. Однако на сегодня нет доказательств того, что те или иные свойства нервных тканей напрямую влияют на проявление или отсутствие тех или иных способностей. Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений.

Таким образом, индивидуально-типологические особенности личности каждого ученика в отдельности, под коим понимается и темперамент, и характер, и задатки, и соматическая организация личности в целом оказывают существенное влияние на формирование и развитие математического стиля мышления ребенка, его познавательных интересах.