Доклад Организация работы воспитателя по формированию привычек безопасного и правопослу

        Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

        Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является — формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дороге.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатываются характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. В этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям, особенно на дорогах города. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.

Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.  Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно–патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения надо соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого и для окружающих. Важно иметь в виду и то, что у  школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Для этого в классе использую и применяю такие методы воспитания.

Внушение. Дети   легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Использую яркие образные формы, привожу наглядные примеры.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На  школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым.

Убеждение использую в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить  школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение, тренинги. Без упражнения, тренингов нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. Одобрение поступков выражаю жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

В подростковом возрасте обучающиеся более осознанно, чем в начальной школе познают сущность и общественную значимость транспортных процессов и систем, природу и содержание транспортной культуры, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и законы безопасности движения. Они лучше усваивают информацию профилактического характера о мерах предупреждения ДТП и транспортно-аварийных ситуаций и осознанно осваивают способы оказания помощи пострадавшим в транспортных авариях.

УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Что такое международный язык дорожных знаков.

О воздействии транспорта на экологию.

Формы регулирования движения. Дорожные знаки.

Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.

Технические требования предъявляемые к велосипеду, скутеру.

Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственности за нарушения ПДД.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1.Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС.

2. Переключать внимание на зону повышенной опасности. Уметь предвидеть и предугадать возникновение опасности.

3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

4. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

5. Управлять велосипедом и скутером с соблюдением Правил и требований безопасности движения.

6. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.

Все это школьники должны освоить на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Стараюсь проводить мероприятия по обучения детей безопасному поведению на дорогах, которые вызывают интерес среди подростков.

Поэтому применяю различные формы их проведения: соревнования, театрализованные представления, познавательно-развлекательные программы, конкурсные программы, игры-путешествия,  и.т.д.В классе проведены следующие мероприятия.

Например викторина по правилам дорожного движения, беседа «Скутер и подросток», классные часы «Мы и дорога», «Колесо истории ПДД». Детям интересно знать когда появился первый транспорт, кто придумал Правила дорожного движения, чем опасен скутер. На этих мероприятиях детям интересно, они активно работают, задают много интересующих их вопросов, проверят свои знания по ПДД.

Проведение таких мероприятий позволяет закреплять приобретённые знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, привлекать обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Детям интересно бывает на занятиях, когда проходят тесты. Например «Как ты поступишь в данной ситуации?», «Знаешь ли ты дорожные знаки?», «Как оказать первую медицинскую помощь?».

Ежедневно в классе проходят беседы пятиминутки «Путь домой» с приходящими в школу детьми. С Мягковой М,Овсянниковым С,

Губаревым Ж.

В школе проходят месячники по ПДДТТ. Такая работа является одним из самых важных, т.к. только творческая и активная работа педагогов с обучающимися дает наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Дети получают необходимый для их жизни опыт. Дети нашего класса принимают активное участие в проведение месячника. Участвуют в конкурсах частушек, рисунков, мероприятиях по ПДД, проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во время проведения месячника по ПДДТТ в школу на мероприятия приглашаются сотрудники ГИБДД.

Встречи с людьми, которые выполняют общественные и государственные функции носят несколько важных задач: воспитание законопослушных граждан, дисциплинированность, формирует профессиональные интересы обучающихся. Такие встречи с сотрудниками ГИБДД обучающиеся воспринимают очень серьезно, и имеют возможность узнать об особенностях, подробностях данных профессий из первых уст.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Такая форма работы по ПДДТТ позволяет обучающимся приобщаться к основам культуры в дорожной среде, формировать и развивать умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

У школьников есть возможность поиграть в настольные компьютерные игры по ПДД, посмотреть видеоролики в компьютерном классе.Хочется отметить, что в игровой форме с использованием ИКТ технологий у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию правопослушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей.

Экскурсии имеют важное практическое значение в обучении правил дорожного движения для подростков, способствуют более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой. Благодаря данной форме обучения, обучающиеся имеют возможность окунуться в реальные условия дорожного движения (наблюдение за пешеходами, водителями, работниками ГИБДД,выявление нарушителей).

На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение, погодные условия, состояние дороги. На прогулке зимой следует объяснять ребенку, что на скользкой дороге машина может заехать на тротуар, остановку маршрутного транспорта. Поэтому надо быть осторожным и внимательным, чтобы успеть вовремя уйти от опасности.

 Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, его необходимо научить правильно ориентироваться и сформировать у него привычку всегда соблюдать Правила дорожного движения. При этом не следует запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность.

В классе предусмотрены такие экскурсии как:

«Соблюдай ПДД». Цель — наблюдение на дорогах рабочего поселка за водителями и пешеходами для выявление «образцовых» и «нарушителей» из участников дорожного движения;

«Нерегулируемый перекресток». Цель — оценка дорожной ситуации на перекрестке;

В классе есть уголок по безопасности дорожного движения.

Уголок безопасности – это современный учебно-методический и информационный комплекс по формированию современной транспортной культуры и навыков безопасного поведения на дорогах.

Участие в создании, оформлении и периодическом обновлении уголка безопасности дорожного движения как форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересна обучающимся и способствует раскрытию творческих, художественных, оформительских и организационных способностей. Поэтому каждый участник находит для себя приемлемый вид деятельности в создании уголка: одни дети занимаются эстетическим оформлением, другие подбирают соответствующий материал. Материал в уголке постоянно обновляется.Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, стараемся методически обеспечить и работу с родителями. В план работы с родителями включены индивидуальные беседы по профилактике ПДД. «Причины дорожно – транспортных происшествий», «Улица и подросток». Беседы проводятся с родителями во время приезда за детьми на каникулы.На весенние каникулы приготовили и раздали памятки для родителей по правилам поведения на дороге, и в транспорте.

С детьми каждую четверть перед каникулами проводим инструктаж по ПДД.

Таким образом, реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволяет развивать творческие способности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, вырабатывает устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, учит их ориентироваться в дорожных ситуациях.

Список литературы

1. Альбдузяков, А.,Р. Автогородок. Методическое рекомендации, правила пользования [Текст] / А.Р. Альбдузяков. – М.., 2007.

2. Воронова, Е..,А. «Красный. Желтый. Зеленый». ПДД во внеклассной работе [Текст]/ Е.А. Воронова. – Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-251с.

3. Детское объединение «Знатоки Правил дорожного движения»: [Электронный ресурс]/http://www.forum.xservice.ru. // 2009.- 24 августа.

4. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// http://www.dddgazeta.ru/

5. Кирьянов, В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru

8. Педагогика профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 368 с.http://www.forum.xservice.ru

10. Правила дорожного движения для детей [Текст]/ Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.

11. Рыбин, А.Л., Хренников, Б.О., Маслов, А.Т. Обучение правилам дорожного движения:10-11 кл.: методическое пособие [Текст]/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников,   А.Т. Маслов. — М.: Просвещение, 2008.-32с.

12. Советы по безопасности на дороге: [Электронный ресурс]/ http://www.forum.xservice.ru. // 2009.- 24 августа.

13. Эльгин, Г.Н. «Правила безопасного поведения на дорогах» [Текст]/ Г.Н. Эльгин. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. -519 с.

15. Щуркова, Н.Е. Игровые методики  [Текст]/ Н.Е. Шуркова. – М: Педагогическое общество России, 2006, — 2007.

«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

Дорожная азбука.- М., 1974.

Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.

Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.

Материалы газеты «Добрая дорога детства».

Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань