Доклад Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ

ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

Современный этап педагогической практики — это переход от информационно объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка, Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Многообразие проблем частных методик, в том числе и методике обучения математике, связано с ответом на 3 вопроса: с какой целью обучать детей математике? Каким должно быть содержание математического образования? Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?

Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.

Реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. Рассмотрим данные подходы:

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.

Учитель создает максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. Должна присутствовать непринужденная обстановка на уроке, в которой дети свободно высказываются, принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.

Формирование знаний, умений и навыков — не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с калькулятором, который выполняет функции методического средства.

Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребенка, ранее усвоенными знаниями. Например, тема: «Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается : придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?

Способы общения; понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Учитель предлагает следующие задания:

Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются?

Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые „

выражения?

72-9-3+648-6-7-827-3+2-7

72:9 3:648:6 7:827:3 2:6

Догадайся, по какому признаку записаны выражения в каждом столбике:

29+8+2472:93

32+9-7+1448:67:8

84-98

84-63+72

Выполняя эти задания, учащие получают роль исследователей и открывают для себя новые знания. Процесс учения носит частично поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявить инициативу в рассуждениях ми доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

В методической литературе много внимания уделяется формированию умения у школьников решать текстовые задачи.

Раньше приходилось наблюдать как учащиеся испытывали затруднения при составлении краткой записи к простым задачам. И, наоборот, выделение ключевых слов в задаче нередко приводило к неправильному решению. Например, при решении задачи: « Ребята съели 4 яблока, а потом еще 2 яблока. Сколько яблок съели дети?» некоторые ученики выбирали вычитание, ориентируясь на слово СЪЕЛИ. Трудности в составлении краткой записи возникают так же и потому, что требуют определенного уровня развития словесно -логического мышления, которое в данном возрасте еще недостаточно развито. Значит, учащимся для решения задачи нужна такая наглядность, которая помогает самостоятельно осмыслить текст задачи и разобраться во всех связях и отношениях.

Обобщенность сформированных умений решать текстовые задачи проявляется в том, что при решении задач учащиеся активно изображают различные модели и предлагают различные способы решения задач.

У учеников формируются умения находить свои ошибки, исправлять их оценивать действия свои и других. В процессе обучения происходит становление широкого круга познавательных способностей. В частности, интенсивно должен развиваться ряд способностей, лежащих в основе продуктивной мыслительной деятельности, наиболее важным среди которых является логическое мышление. Собственно, на умении устанавливать связи между известным и новым, умении обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. И чем раньше мы позаботимся об этой сфере мышления, тем более динамично будет происходить процесс обучения. Логическое мышление представлено в форме суждений, умозаключений, понятий, выраженных словесно. Основными приемами их формирования являются синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификация. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.