Доклад Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес к предмету

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ

Педагогический совет

11 апреля 2008г.

Тема доклада: «Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес к предмету».

Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики.

Мотивация – это побуждение деятельности человека к достижению цели.

Мотивация – это относящаяся к эмоциональности категория. Она бывает положительной и отрицательной.

Положительная мотивация – это успех, это успешная деятельность человека. Успех – это когда у ребенка есть положительные результаты в решении примеров и задач. Если ребенок испытывает продолжительные неудачи по предмету, то постепенно теряется интерес к нему.

Чтобы сохранить интерес и положительную мотивацию, необходим индивидуальный подход к каждому ученику. В целом, надо суметь не снизить общую требовательность к классу и дать возможность каждому ученику влиться в общее русло рабочей атмосферы.

Важная часть урока – это преодоление ситуативно возникающих проблем, в числе которых познавательные и коммуникативные. Решить их можно только посредством диалога. Традиционные задания типа: «найдите», «прочитайте», «перепишите», «укажите», «определите», и т.д., носят назидательный характер. Прочитав эти задания, ученик может найти глаголы, слова, главные члены предложения, значения дроби, область определения, значения скорости, времени, корня уравнения, сторону квадрата, и т.д. Такие задания воспринимаются как призыв к чисто механической работе, что не вызывает у ученика интереса к теме, к уроку и предмету в целом.

Нужно организовать учебный процесс таким образом, чтобы речь учителя в процессе общения с учениками звучала не императивно (повелительно, приказывающе), а максимально доброжелательно. Можно использовать задания типа: «оцените», «охарактеризуйте», «выразите», «поразмыслите», «попробуйте» и другие.

Считаю правильным дать эмоциональную окраску уроку. Любое начинание, будь то интегрированное обучение, исследовательская работа или освоение новых технологий в школе не продвинется, если не будет энергичного, увлеченного человека (будь то учитель, или ученик). Только увлеченная натура сможет сохранить и развить познавательный интерес к обучению. И здесь на помощь учителю должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, наиболее актуальных методов обучения.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. Применение игровых методик в процессе обучения и, в частности, на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо для большей эффективности усвоения знаний учащимися, а также для сохранения познавательной мотивации и удержания интереса к предмету.

Всю эту работу я увидела на уроках О.Б. в 6-х,классах, Р.К. на уроках географии, 4«а» класс – урок истории. Например, у Офелии Бабкеновны на уроках биологии проводились игры «аукцион», «поле чудес», «пантомима», «мои суждения», конкурс на должность директора зоопарка, и др. У Рузанны Кареновны: «Кто больше назовет географических терминов, начинающихся с определенной буквы, или ответы на вопросы, заданные учителем и записанные в столбик, приводят по первым буквам к слову «привет».

Связь изучаемой темы с жизнью и необходимость применения знаний на практике в дальнейшей жизни стимулирует интерес учащихся, повышает познавательную активность и деятельность ребенка. Если он конкретно видит область применения полученных знаний, видит необходимость изучения данного объема информации с целью дальнейшего применения, то он активнее, увлеченнее работает.

Это я увидела на уроках физики и химии, математики, русского языка. Например, на уроке у Х.С. разбиралась тема: «Глаз и зрение. Дальнозоркость и близорукость» Хачатур Смбатович очень интересно связал тему с жизнью, назвал причины близорукости и дальнозоркости, указывая связь строения глаза с линзой собирающей и рассеивающей. Также указал на оптическую силу глаза.

Дифференцированный подход к учащимся, индивидуализация обучения в форме карточек с заданиями различной степени сложности используется на уроках физики, математики, биологии, химии, русского языка и других предметов. Ученик сам выбирает карточку определенной степени сложности, таким образом, осознавая свой уровень знаний, и вырабатывая желание, стремление их повысить. Или на контрольных работах по математике – вариативность и дифференциация заданий. Почти все последние задания более усложненные, на сообразительность и на логику. Этим самым учитель удерживает внимание ученика, поддерживает его познавательный интерес и заинтересованность в повышении уровня своих знаний.

Особо хотелось бы отметить внеклассные мероприятия, например КВН по химии, «Брейн-Ринг», который проводила Рузанна Кареновна с 6 – 8 классами, математика: «Куда подевалась математика?». Во время таких мероприятий создается особая непосредственная обстановка. Дети раскрепощены, более активны, они учатся работать в команде, что имеет, несомненно, положительный эффект. Это активный игровой процесс, но дети воспринимают его очень серьезно. А знания, усвоенные в такой обстановке, запоминаются лучше и надолго!

Кроме вышеназванных методов, повышающих интерес познавательную активность, можно отметить следующие, которые применяют многие учителя:

Работа на скорость «кто быстрее», «кто первый»;

Задания с само и взаимопроверкой;

Групповая работа;

Перекрестный опрос;

При обобщении темы использование способа «ромашка».

Но, не всегда указанные методы дают возможность достичь высоких результатов. В чем же причина?

На мой взгляд, у современных учеников слишком потребительское отношение к знаниям. У них выработались стандартность, автоматичность мышления, как при решении задач, так и при выполнении упражнений. У учащихся нет творческого, самостоятельного подхода к решению проблемных задач повышенной сложности. На эти отрицательные явления и стоит обратить особое внимание.

Как бы мы не старались удержать интерес к предмету, детей стимулирует оценка. О значении оценки расскажет следующий докладчик – Л.С.