Доклад Интеграция предметов гуманитарного цикла

Доклад

«Интеграция предметов гуманитарного цикла»

Мухаметшина Гузелия Самадовна, учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования РФ

БМОУ «СОШ№11» Октябрьского района города Ижевска.

Интеграция необходима в современной системе образования. В современных условиях проблема интеграции приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями , предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Задача школы- формирование самостоятельной творчески активной личности, адаптированной к жизни в демократическом обществе. Базой для формирования личности является широкое гуманитарное образование. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Сегодня уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов .В нашей школе стало нормой, когда два учителя- предметника проводят урок. Цель таких уроков — приобретение системы знаний и ценностей, формирование разносторонних представлений об эпохе, осознание нравственных ценностей определенной цивилизации, расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся. Сегодня школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центре внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Межпредметные связи в учебном процессе- это конкретное выражение интеграционных процессов , происходящих сейчас в обществе. Науки объединяются , образуя межнаучные комплексы , для изучения сложных комплексных проблем современности. А в связи с реформой образования и введением компетентного подхода , когда ключевые компетентности объединяют знание, навыковую и интеллектуальную составляющую, актуальность межпредметных связей очевидна. Однако осуществление межпредметных связей на практике вызывает у учителей немало затруднений. Я расскажу, как мы в своем педагогическом коллективе решали эту проблему. Поскольку в Программе развития нашей школы отдельным направлением значилась реализация МПС ,в 2005-2006 учебном году мы провели педсовет на тему: «Реализация межпредметных связей — путь совершенствования процесса обучения» , где был утвержден план реализации этого направления. Цель: формирование учебной мотивации через интеграцию предметов гуманитарного цикла.

Задачи: 1.Разработать и провести интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. 2.Повысить информативную емкость содержания обучения .3.Формировать учебно-познавательную компетентность.4. Создать методическую копилку интегрированных мероприятий предметов гуманитарного цикла.

Параллельно прошли совместные заседания учителей начальных классов , учителей гуманитарных предметов, учителей физико- математических дисциплин и учителей естественных наук .На этих совместных заседаниях была выявлена взаимосвязь курсов по действующим программам и подготовлен перечень знаний , умений учащихся , необходимых для успешного изучения смежных дисциплин. На ежегодных педагогических чтениях изучали теорию вопроса, в частности:

- средства и приёмы реализации МПС,

- планирование МПС.

Таким образом, использование МПС а практике обучения в школе вылилось в следующие организационные формы:

- интегрированные уроки;

- комплексный семинар;

- межпредметный факультатив.

Комплексный семинар – семинар, где обобщаются знания учащихся из разных предметов или даже образовательных областей. Такие семинары проводились в школе по предметам естественно – гуманитарного цикла. Комплексные семинары и межпредметные конференции можно организовать во время проведения предметных недель и декад

Межпредметный факультатив.

Факультативные занятия нацелены на развитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов школьников. Целесообразно использование индивидуальных заданий с привлечением знаний из других предметов, с учетом интересов учащихся.

Факультативные занятия по сравнению с обязательными курсами имеют более широкие возможности в использовании многосторонних межпредметных связей в целях формирования целостной научной картины мира. При этом обязательным условием успеха являются прочные систематизированные знания учащихся по отдельным учебным предметам.

Районный семинар для преподавателей русского языка и литературы по теме «Интеграция предметов в современной школе» был организован и проведён педагогами МОУ СОШ №11 3.12.2008 года. Все этапы семинара были логично взаимосвязаны.

Учителям района предоставлен богатый теоретический материал, представлены все звенья средней школы: от начальной школы до старшей; аргументированно высказана актуальность заявленной темы, её современность и необходимость внедрения в учебную деятельность.

Педагоги МОУ СОШ №11 обобщили свой опыт по интегрированному обучению. В практической части семинара были продемонстрированы уроки и внеклассное мероприятие, проведенные на высоком методическом уровне и показывающие владение учителями школы методами интегрированного обучения.

Все учителя района, присутствовавшие на мероприятии, отметили высокий уровень организации, актуальность заявленной темы, возможность использования на практике предложенных идей, профессиональную компетентность всех участников семинара.

Внедрение механизма МПС в практику работы школы позволило скорректировать рабочие программы учителей с учётом МПС. В рабочих программах выделен специальный раздел «межпредметные связи». Он ориентирует учителей на связь новых учебных тем с опорными знаниями из ранее изученных смежных курсов.

Литература — один из предметов гуманитарного цикла. Она призвана воспитать всесторонне развитого человека, активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать обобщенные знания и умения, воспитать эстетически подготовленную личность. Решить все эти задачи поможет интеграция предметов: и элективные курсы, и внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла, и интегрированные уроки.

Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, на таких уроках учащиеся становятся более активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно ее отстаивать. В своем выступлении я попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления

Открытый интегрированный урок по литературе в 10 «Б». классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Страница из «Энциклопедии русской жизни»

( О некоторых аспектах кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Урок проводили учитель литературы МухаметшинаГ.С. и учитель технологии Мерзлякова М. Н.

Цель урока: провести небольшое исследование, с тем чтобы выяснить, с какой целью использует поэт кулинарный антураж на станицах своего романа; найти в тексте романа специальные «кулинарные» отступления, в которых даны точные сведения о различных блюдах , готовых кушаньях и напитках; выяснить отношение А. С. Пушкина к отечественной и зарубежной кухне, рассказать и показать технологию приготовления традиционных блюд «Онегинской эпохи».

В ходе небольшого исследования учащиеся находят несколько «кулинарных» отступлений, в которых описывается «меню» ресторана «Таlоn» в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола…

Учащиеся получают интегративное задание. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных учебных дисциплин, тем, проблем,в объединении их вокруг и ради одного вопроса, одной проблемы; это задания , связывающие теорию и личный опыт.

Учащиеся подробнее рассматривают блюда, любимые автором и его героем, а в этом им помогает учитель технологии Мерзлякова М. Н.

Преимущества интегрированного урока:

1) на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

2) через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;

3) интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализует его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;

4) интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;

5) такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Целостность интегрированного урока характеризуется взаимообусловленностью целей, содержания обучения, способов и средств их реализации. И если интеграция в области естественных наук связана прежде всего с расширением границ и мотиваций активной деятельности школьников, то интеграция в области гуманитарных дисциплин способствует мировоззренческому развитию личности, осознанию причинно – следственных связей между явлениями общественной жизни и искусством. Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной социальной ситуации.