Воспитательная система_4883

МБОУ Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ

Ульяновской СОШ _________________

Е.В. Маркина

«_____» ____________ 2011г.

Воспитательная система классного руководителя

Кулеминой Ирины Николаевны

«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

на 2011 – 2016 г.

для обучающихся 5 – 9 класса

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Наименование воспитательной системы: «Новое поколение»

Срок реализации воспитательной системы: 2011г. – 2016 г.

Основные разработчики воспитательной системы: Кулемина Ирина Николаевна, классный руководитель, учитель математики и физики

Цель воспитательной системы: воспитание духовно — развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи воспитательной системы:

- Развить индивидуальные творческие способностей учащихся. — Формировать гражданско-патриотические качества личности. — Воспитать желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. — Формировать культуру здоровья.

Перечень основных направлений:

Гражданское — патриотическое воспитание «Я – гражданин России» Нравственное воспитание «Я — человек и личность» Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир» Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни» Эстетическое воспитание «Мир прекрасного». Трудовое воспитание

Исполнители: Классный руководитель

Система организации контроля за выполнением программы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Пояснительная записка.

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Цель и задачи системы воспитания. Приоритетным смысловым стержнем воспитательной системы «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культурно созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной системы. В соответствии с поставленной целью определены задачи воспитательной: 1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности. 3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. 4. Формирование культуры здоровья.

Основные принципы воспитательной системы

«Новое поколение».

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

- Принцип целостности в воспитании.

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

- Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

- Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели.

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

- Принцип сотрудничества.

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий, для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Рекомендации по реализации воспитательной системы «Новое поколение».

Для реализации воспитательной системы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. Реализация воспитательной системы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Воспитательная система рассчитана на период 2011-2015 годы. В процессе реализации системы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.

Научно-методическое обеспечение воспитательной системы

«Новое поколение»

Для реализации воспитательной системы классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы.

Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. Работать в методическом объединении классных руководителей.

Направления реализации воспитательной системы

«Новое поколение»

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

4.Формирование культуры здоровья.

Этапы реализации воспитательной системы

«Новое поколение»

1 этап 2011 – 2012 г.

5 класс

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2 этап 2012 -2013 г. 2013 –2014 г.

6 – 7 класс

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

3 этап 2014 – 2015 г. 2015 – 2016 г.

8 – 9 класс

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.

Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления: - добровольность; — демократизм; — гуманизм; — социальная направленность; — творчество; — разновариативность; — самостоятельность. Для достижения данных принципов необходимо: — предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; — формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; — воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления — классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание избирает: • классный ученический совет, его председателя и заместителя; • решает вопросы жизни классного коллектива; • утверждает общественные поручения; • слушает отчеты об их исполнении; • решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; • вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном

собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета: - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; — оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; — решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; — организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Примерная тематика классных часов

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

5 класс

Уголок России – отчий дом. История герба и флага моей страны. Об истории гимна моей страны.

Невыдуманные истории о прошлом и настоящем моей семьи Уголок дома, который любит вся семья.

Памятные страницы моей Родины.

О мальчиках и девочках войны.

Что бы я хотел сказать прадеду, не пришедшему с войны.

Книги о войне, которые читали мои родители, и читаю я.

6 класс Историческое путешествие по моей стране во времени и пространстве.

Традиции, которыми гордится моя страна.

Человек моей страны, о котором мне хотелось бы узнать.

7 класс Что могут рассказать семейные фотографии.

Юность, опаленная войной.

Фронтовые треугольники моей семьи

История моей страны в стихах и песнях.

Любимые песни нашего дома.

8 класс «Идут по войне девчата». «На войне детей не бывает». «Я ребенок – я гражданин». «Я имею право на…” «Великая Отечественная война» «Конституция – закон жизни».

9 класс «О любви и войне». «Через века, через года помните…» урок мужества. «Знай и люби свой край» «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах) Мы – русские, мы – россияне» «Человек и закон».

Нравственное воспитание «Я — человек и личность»

Нравственное воспитание — формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».

5 класс

О людях, которые меня встречают и провожают каждый день.

О братьях наших меньших.

Скажи мне, кто твой друг…

О дружбе и друзьях.

Встречают по одежке, а провожают?..

У страха глаза велики, или как научиться быть честным.

О дружбе мальчиков и девочек.

Улыбка в жизни человека.

Быть любезным – это хорошо или плохо?

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

6 класс «Мои духовные ценности». «Уроки нравственности”. «Нет уз святее товарищества”. «Уроки нравственности”. «Человек среди людей”. «Уроки нравственности”. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». беседа «Дом без одиночества». «Весенний калейдоскоп». праздник, посвящённый 8 марта «Мои права и обязанности». классный час

7 класс «Что такое культурный человек?” «Уроки нравственности” «Что такое интеллигентность?” «Уроки нравственности” «Сам себя воспитать должен”. «Уроки нравственности” «Как научиться управлять собой». «Я и учитель». «Мы составляем наш автопортрет». День памяти воинской славы.

8 класс «Внешний облик – внутренний мир”. «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. «Человек и его судьба”. «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». «Есть ли у юных идеалы?!» «Умеем ли мы общаться?» «Весеннее настроение». 8 «Поощрение и наказание в семье».

9 класс «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. «Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. «В чём смысл жизни?” «Как стать счастливым?” «И в шутку и всерьез». «Будем милосердны к старости!» «Карманные деньги»

Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир» Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

5 класс «Как растения показывают погоду и время». «Берегите эти земли, эти воды». «Эти забавные животные”. «Охрана и использование животного мира». «Природа нашего края”. «Мир вокруг нас». «Загадки осени». «Моё место в природе».

6 класс Конкурс знатоков природы. «Электрические станции на службе человека». «Экология». «В защиту матери-земли». «Береги лес от пожаров». «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». «В мире животных». «День воды».

7 класс «И я – природа» «Экологическая тропа». «Чернобыльская катастрофа». урок памяти «Глобальный экологический кризис». «Цветы в жизни человека». «Планета заболела». конкурс плакатов «Знаешь ли ты деревья?». «Осень в лесу».

8 класс «Робинзонада с растениями». «Зелёная жемчужина». беседа «Птичьи разговоры». «Тайна старого леса». История возникновения и развития экологии. беседа «Оранжерея на окне». «Жизнь под угрозой» «Колобок на новый лад» «Цветы в легендах и преданиях»

9 класс «Нет дерева сердцу милее» Экскурсия в природу. «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии Цивилизация — начало борьбы с природой. «Этот пестрый, волшебный, загадочный мир” Внимание! Бытовые отходы «Энергетика: вчера, сегодня, завтра…» «Берегите землю, берегите»

Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни». Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

5 класс «Здоровье – бесценное богатство». «О вкусной и здоровой пище». «В здоровом теле…». «Папа, мама, я – спортивная семья». «Правила дорожные знать каждому положено». Соблюдение правил техники безопасности. «Урок здоровья». «Умелые пожарные».

6 класс «Я выбираю здоровье». «Урок здоровья».

«Формула здоровья». «Суд над сигаретой». «Не сломай судьбу свою» «Большие гонки». Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

7 класс «Берегите жизнь». «Причины суицида среди подростков» «Человек и наркотики». «Вместе мы сильнее наркомании». Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. «Как уберечься от гриппа?» «Биологические добавки».

8 класс «Мутагены. Их влияние на природу и человека». «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Проблема наркомании. Стресс в нашей жизни. «Спид – болезнь 21 века». Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. «Коктейль здоровья».

9 класс День борьбы со СПИДом. «Наследственные болезни». Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. «Дорожные приключения». «Быть здоровым – жить в радости». «Наше здоровье» «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

5 класс «Слава рукам золотым!» «Мой дом – наведу порядок в нём» «Без труда ничего не даётся» «Мои обязанности в семье» «Мамина помощница” «О лени и лентяях”. «Книжкин праздник” десант в школьную библиотеку

6 класс Беседы о профессиях. «Волшебный узелок» «Берегите нашу Землю». Субботник «Об аккуратности” «В поисках будущей профессий» «Дежурный по школе»

7 класс Беседы о профессиях. Строительные специальности. «Труд в нашей жизни” «Кулинарный поединок» Участие в субботниках. «Его величество – Хлеб» «Подарок для мамы» «Я в мире профессий» «Подари книге вторую жизнь» акция

8 класс «Мир профессий и твоё место в нём». «Разделение труда. Классификация профессий». «День Земли». участие в субботниках «Путешествие в Город мастеров». «Сто дорог — одна твоя». Трудовые десанты.

9 класс «Влияние темперамента на выбор профессии» «Профессии. Которые мы выбираем» «Чем пахнут ремёсла» «Я в водители пошел…» «Новое время — новые профессии» «Профессия моих родителей» Трудовые десанты

Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

5 класс «Музыка и мы» «Красота внешнего облика. Мои жесты» «Юные дарования». Путешествие в страну «Чистых слов» «Лотерея вежливости». «Культура поведения в школе и школьный этикет»

6 класс «О красоте и мужестве» «Музыкальная семья» «Широкая масленица» «Царица Осень». «Для чего нужна улыбка?»

7 класс «Птица счастья» «Гость в доме – хозяину радость» «Русская басня». Русские традиции. Масленица. «Отговорила роща золотая» «Как стать интересным собеседником»

8 класс «Красота и труд вместе идут» Человек и творчество. Великие творения человечества. Русские традиции. Рождество. «Осенний бал» вечер «Светский этикет» «Умею ли я слушать» «Язык, мимика, жесты как средства общения»

9 класс «Что такое духовное богатство человека» «Музыка и мы» «Сервировка праздничного стола» «Этикет и мы»

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

• различные методики диагностики; • беседы с учащимися; • наблюдения; • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной системы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. • Активная гражданская позиция. • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. • Творческий подход к любому делу.