формирование учебных универсальных действий у школьников на уроке музыки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Районное методическое объединение учителей области искусства

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) у школьников на уроке музыки»

Халабузарь Александра Борисовна

учитель музыки муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9»г. Благодарный

13 февраля 2013 г.

Содержание:

1 Вступление: понятие «Универсальные учебные действия»;

2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;

3 Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

4 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

5 Формирование и развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе .

6 Вывод: результаты формирования УУД в начальной школе

7 Литература

Вступление.

Последовательная реализация деятельностного подхода (УУД) направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1 Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

— осознание ответственности человека за благосостояние общества:

— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

— отказ от делений на «своих» и «чужих»;

— уважение истории и культуры каждого народа;

2 Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества:

— доброжелательность, доверие и внимание к людям;

— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается ;

— уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3 Развитие ценностно — смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;

4 Развития умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

5 Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия самоактуальности;

— формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе.

Виды универсальных действий:

1) личностный:

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный;

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий;

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами,, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно — этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебнойдеятельности. К ним относятся:

— целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

— планирование — определение последовательности промнежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают;

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

— решение конфликтов — выявление , идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действия:

коммуникативные — обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные — общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные — определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные — обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планирования и организации образовательного процесса с учетом возрастно — психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах

Способы учета уровня их сформированности — в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение зтого процесса осуществляется с помошью универсального интегрированного Партфолио( раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируется для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижений.

Основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении со стандартным уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты — «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урокавозможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Выводы:

В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..

Литература:

1 «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях» Г.П. Сергеева — уч. пособие. Педагогическая академия , 2010

2. Лекции на тему: «Новые стандарты 2011г.»

3 «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская.И.А. Володарская и др. под редакцией А.Г. Асмолова —М,: Просвещение, 2008-151с;

4 «Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки». Руководители проекта: О.Б. Логинова; В.В. Фирсов; М.Р. Леонтьева.

5 «Методика работы с учебниками «Музыка»» пособие для учителя авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д.Критская; Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2008г.

6 «Методическое пособие 1-4 кл. «Музыка»» авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина Москва, изд.« Просвещение» 2008г.

7 «Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: « Рабочие программы 1- 4 кл.» авторы: г.П. Сергеева; Е. Д. Критская; Т.С. Шмагина Москва изд. «Просвящение» 2011г.

8 «Планируемые результаты начального общего образования», авторы:

П.П.Алексеева; с.В. Анащенкова; М.З. Биболетова и др.; под редакцией Г.С. Ковалевой; О.Б. Логиновой — «Просвещение , 2009г.