учетная политика

«Аудит и налогообложение», 2014, N 1

ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

При формировании своей учетной политики организации исходят из допущения последовательности ее применения от одного отчетного года к другому. Следовательно, формировать ее каждый год совершенно необязательно, тем более что при необходимости организация всегда может внести дополнения или изменения в свою учетную политику.

Обязанность организаций по формированию и утверждению своей учетной политики установлена на законодательном уровне, а именно ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

В то же время Закон не запрещает вносить изменения в учетную политику.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

- изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В общем случае в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года (п. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

На основании п. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Федеральные (впрочем, как и отраслевые) стандарты пока не утверждены. Приказом Минфина России от 11.03.2013 N 26н утверждены лишь Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.

В силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Следовательно, пока организации при формировании своей учетной политики руководствуются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В части формирования и утверждения учетной политики ПБУ 1/2008 подлежит обязательному применению всеми организациями, за исключением кредитных фирм и государственных (муниципальных) учреждений, которые для этих целей пользуются иными нормативными документами, учитывающими специфику их деятельности.

Порядок раскрытия учетной политики, установленный ПБУ 1/2008, применяется лишь организациями, публикующими свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, своим учредительным документам или по собственной инициативе.

Все иные компании в части раскрытия своей учетной политики нормы ПБУ 1/2008 применяют добровольно.

Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 организации при формировании своей учетной политики исходят в том числе из допущения, что принятый компанией бухгалтерский регламент применяется последовательно от одного отчетного периода к другому. Это означает, что свою учетную политику совсем необязательно формировать ежегодно. Однако представить себе ситуацию, когда у организации нет необходимости приводить свою учетную политику в актуальное состояние, крайне сложно. Организация может изменить условия хозяйствования или же принять решение о смене многовариантного метода учета, используемого ею ранее, кроме того, необходимость корректировки учетной политики может быть вызвана и изменением самих законодательных норм.

Вносить изменения или дополнения в свою учетную политику не запрещает как Закон N 402-ФЗ, так и нормы ПБУ 1/2008. Правда, здесь есть один нюанс: нормы ПБУ 1/2008 несколько уже по сравнению с требованиями Закона N 402-ФЗ. Судите сами.

Пункт 10 ПБУ 1/2008 допускает изменение учетной политики организации в случае изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, а в Законе N 402-ФЗ речь идет об изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при принятии нового закона или стандарта, требования которого остаются прежними, никаких изменений не требуется, а значит, не нужно корректировать и свой регламент.

Кроме того, п. 10 ПБУ 1/2008 позволяет корректировать учетную политику организации в случае разработки организацией новых способов учета, а Закон N 402-ФЗ уточняет, что речь идет о способах, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Третий случай, предусмотренный как Законом N 402-ФЗ, так и ПБУ 1/2008, практически одинаков — существенное изменение условий хозяйствования.

Так как возможность внесения изменений в учетную политику установлена на законодательном и нормативном уровне, то понятно, что в части внесения изменений в свою учетную политику организация обязана руководствоваться нормами Закона N 402-ФЗ.

Итак, вносить изменения в учетную политику не запрещено. В то же время следует различать собственно изменения и дополнения, вносимые в учетную политику, сформированную организацией самостоятельно исходя из своих масштабов, структуры, отраслевых и иных особенностей.

Пункт 10 ПБУ 1/2008 определено, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики.

Иначе говоря, если в практической деятельности организации возникла впервые хозяйственная операция, то перед тем как ее отразить в бухгалтерском учете, организации следует внести в свой нормативный документ необходимые дополнения.

Замечу, что такая необходимость возникает только тогда, когда нормы бухгалтерского учета в части данной операции содержат возможность выбора, обязывают организацию принять самостоятельное решение о применении тех или иных правил либо не содержат определенного порядка учета.

В том случае если хозяйственная операция отражается в учете в соответствии со строго установленными правилами учета, то вносить в учетную политику какие-либо дополнения нет необходимости.

Внесение любых дополнений в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации.

Следует отметить, что порядок применения внесенных дополнений и изменений в учетную политику различен.

Дополнения, внесенные в учетную политику, начинают применяться организацией сразу с момента их утверждения приказом руководителя. Иначе дело обстоит с вносимыми изменениями.

Пункт 10 ПБУ 1/2008 подразделяет изменения, вносимые в учетную политику, на два вида — на обязательные и добровольные.

Обязательному внесению в учетную политику подлежат изменения, связанные с изменениями требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. В качестве примера можно привести отмену метода ЛИФО в бухгалтерском учете, введение переоценки, выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг по курсу Банка России после принятия их к учету и т.д.

К изменениям, вносимым в учетную политику добровольно, относятся изменения, связанные с:

- разработкой или выбором нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенными изменениями условий деятельности экономического субъекта, которые могут быть вызваны реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Перечень оснований для добровольного внесения изменений в учетную политику является открытым, поэтому в качестве таковых могут выступать и иные веские причины.

Имейте в виду: решение о внесении изменений в учетную политику необходимо обосновать и приложить к приказу, которым утверждается внесение изменений.

По общему правилу, вытекающему из п. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ и п. 12 ПБУ 1/2008, изменения, вносимые в учетную политику, применяются организацией с начала финансового года. В то же время п. 12 ПБУ 1/2008 допускает внесение изменений в применяемый организацией порядок ведения бухгалтерского учета и в течение года, если на то имеются достаточно веские основания.

Практически те же правила предусмотрены и п. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ.

Учитывая сроки применения внесенных изменений, приказ, которым оформляется внесение изменений в учетную политику, следует подписать не позднее последнего рабочего дня текущего года. При этом совершенно необязательно переписывать всю учетную политику заново, вполне достаточно, если будет внесен новый раздел в учетную политику или изменены формулировки уже существующего раздела учетной политики.

Замечу, что любые изменения, внесенные организацией в свой внутренний регламент ведения бухгалтерского учета, влекут за собой определенные последствия. Если изменения, внесенные в учетную политику, способны привести к существенным изменениям в финансовом положении организации, то их следует оценить в денежном выражении, на это указывает п. 13 ПБУ 1/2008. Причем оценка таких последствий производится организацией на основании выверенных данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики — ретроспективный и перспективный.

Ретроспективный метод базируется на предположении, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Иными словами, он заключается в корректировке входящего сальдо по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний, представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Корректировка нераспределенной прибыли обусловлена соблюдением принципа сопоставимости данных бухгалтерской отчетности.

Иначе говоря, при ретроспективном методе отражения последствий учетной политики корректируются значения всех «задетых» показателей бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к предыдущим отчетным периодам.

Пример. Производственная организация в 2013 г. оценивала остатки незавершенного производства (НЗП) по фактической себестоимости, но в целях повышения качества информации приняла решение в 2014 г. сменить метод оценки НЗП и оценивать его остатки по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Смена метода оценки оформлена как изменение учетной политики организации и утверждена приказом руководителя 30 декабря 2013 г.

Такое изменение учетной политики влечет за собой уменьшение стоимости НЗП. Следовательно, укрупненный показатель строки 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2013 г. не будет совпадать с аналогичным показателем на 1 января 2014 г.

Уменьшение стоимости НЗП должно найти свое отражение за наиболее ранний период, представленный организацией, то есть за 31 декабря 2011 г.

Бухгалтер необходимую корректировку провел путем уменьшения входящего сальдо по строке 1370 бухгалтерского баланса с одновременным уменьшением на эту же величину показателя строки 1210 «Запасы».

Напомню, что начиная с промежуточной отчетности 2011 г. организации применяют новые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Письма Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 и ФНС России от 12.07.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

По общему правилу ретроспективный метод применяется как в отношении обязательного внесения изменений в учетную политику, так и в отношении добровольного.

Исключение касается случаев, когда:

- соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики;

- денежная оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью.

В этих случаях корректировка нераспределенной прибыли не производится, а используется перспективный метод, в основе которого лежит предположение, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа.

Обратите внимание: организации — субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективным методом (п. 15.1 ПБУ 1/2008). Если данное право используется организацией, то это отмечается в бухгалтерской учетной политике.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Аналогичное требование вытекает и из п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, а также из п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Информация об изменении учетной политики ранее раскрывалась в пояснительной записке, которая с 1 января 2013 г. не входит в состав бухгалтерской отчетности.

В то же время, руководствуясь п. 39 ПБУ 4/99, организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, которая, по ее мнению, является полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. Поэтому ничто не мешает организации по-прежнему раскрывать информацию об изменении своей учетной политики в пояснительной записке, учитывая при этом, что она не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений, а именно:

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Несмотря на то что в ПБУ 1/2008 прямо о сроках корректировки ничего не сказано, из порядка применения ретроспективного метода следует, что корректировать отчетность нужно до тех пор, пока у организации имеются необходимые данные. Исходя из положений п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ в части обязательности пятилетнего срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности, можно сделать вывод, что максимально возможный период пересчета ограничен пятью годами.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением требований нормативного правового акта, то в пояснительной записке раскрытию подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае если нормативный бухгалтерский документ утвержден и опубликован, но не вступил в силу, в пояснительной записке приводится оценка его влияния на показатели бухгалтерской отчетности с момента его применения. На это указывает п. 23 ПБУ 1/2008.

Изменения учетной политики в силу п. 25 ПБУ 1/2008 указываются в пояснительной записке, прилагаемой к годовой отчетности организации.

В.Авдеев

Аудитор

Подписано в печать

19.12.2013

«Международный бухгалтерский учет», 2013, N 46

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье выделены факторы влияния на учетную политику предприятия, выявлены основные проблемы ее формирования и предложены возможные пути их решения. Предложено сузить ряд вопросов, которые охватывает приказ об учетной политике предприятия, путем перенесения части из них в положение об организации бухгалтерского учета предприятия.

Постановка проблемы. Современное состояние развития экономики в Украине нуждается в альтернативных и часто многовариантных подходах при условии решения конкретных вопросов методики и техники ведения учета. На современном этапе формирования информационной экономики в стране все более выразительными становятся такие черты, как конкурентоспособность производства, оперативность, своевременность и риск принятия решений. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями, которыми характеризуется информационная экономика, свидетельствует о том, что важной составляющей общего механизма управления хозяйственной деятельностью предприятий является умело сформированная учетная политика, поскольку законодательство, которое регулирует организацию бухгалтерского учета, предусматривает возможность нескольких вариантов отражения в учете и отчетности отдельных хозяйственных операций.

Формирование учетной политики в нынешних условиях ведения хозяйства является сложным и трудоемким процессом, который должен предусматривать выбор альтернативных вариантов учета в пределах существующего законодательства. Основная цель деятельности предприятия может быть достигнута только в случае правильно организованной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, который, в свою очередь, зависит от избранных методов учета и правильного распределения прав и обязанностей персонала предприятия. Стоит заметить, что от умело сформированной учетной политики во многом зависят эффективность управления хозяйственной деятельностью предприятия и стратегия его развития на длительную перспективу. Удачно избранная учетная политика положительно влияет на деятельность предприятия, обеспечивает эффективную работу бухгалтерии.

Отметим, что в СССР такого понятия, как учетная политика, вообще не существовало, поскольку в ней не было необходимости. В те времена ее роль исполняли методические рекомендации учета отдельных объектов. Сегодня же с появлением альтернативных вариантов учета вопросу учетной политики придается большое значение.

Анализ последних публикаций. Обоснования теоретических и методологических вопросов учетной политики нашли свое отображение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, научных работников и исследователей, как Р.А. Алборов, Х. Андерсен, Н.Б. Андрухова, А.С. Бакаев, Т.В. Барановская, Т.С. Безруких, Л.А. Бернстайн, И.А. Белобжецкий, М.Т. Белуха, О.С. Бородкин, С.Л. Брю, Ф.Ф. Бутынец, Б.И. Валуев, М.Ф. Ван Бреда, Г.Л. Вознюк, В.М. Гаврилюк, А.М. Герасимович, С.Ф. Голов, З.В. Гуцайлюк, В.А. Дерий, П.Е. Житний, В.П. Завгородний, С. Зубилевич, А.А. Ефремова, Л.В. Ивченко, Л.М. Киндрацкая, Г.Г. Кирейцев, М.В. Кужельный, А.М. Кузьминский, Ю.А. Кузьминский, М.И. Кутер, В.Г. Линник, Ю.Я. Литвин, Л.Г. Ловинская, Н.М. Малюга, М.Р. Метьюс, Е.В. Мных, Т.П. Назаренко, Б. Нидлз, С.А. Николаев, В. Рудницкий, С.В. Свирко, Е.В. Соколов, Я.В. Соколов, В.В. Сопко, М.Ф. Огийчук, Л. Пантелейчук, В. Пархоменко, М.Х.Б. Перера, О.М. Петрук, А.А. Пилипенко, М. Портер, М.С. Пушкар, М.Л. Пятов, И.Д. Фарион, Е.С. Хендриксен, П.Я. Хомин, Л. Шатковская, И.О. Шевчук, А.Д. Шеремет, С.И. Шкарабан, Л.З. Шнейдман, М.Т. Щырба, Н.Г. Цыпарков, М.Г. Чумаченко, С.Р. Яцишин и др.

Подробно вопрос учетной политики рассматривался в монографиях Л.Т. Богуцкой, П.Е. Житнего, З.-М.В. Задорожного, Л.Г. Ловинской, Н.И. Пилипова, М.С. Пушкаря, Л.Г. Семегена, М.Т. Щырби и др. Диссертационные исследования данной теме посвятили Т.В. Барановская, Л.Д. Лысовая, С.М. Мищенко, О.А. Наумчук, В.И. Юрчик.

Однако, несмотря на ценность результатов указанных исследований, сегодня вопросы формирования учетной политики нуждаются в последующем изучении, что объясняется разнообразием взглядов авторов, которые занимаются их исследованием.

Формирование учетной политики предприятия. Проектирование учетной политики на предприятии является сложным, трудоемким и ответственным процессом, поскольку оно требует выполнения сложных аналитических процедур, нуждается в учете особенностей деятельности предприятия в конкретной среде. В ст. 4 Закона Украины от 16.07.1999 N 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности») приводятся 10 факторов, которыми следует руководствоваться при разработке учетной политики. Однако считаем, что на практике их намного больше, основные из них отмечены на рис. 1.

Факторы влияния на учетную политику

┌──────────────────────────┐ ┌────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ Уровень информационного \│ │/ Уровень квалификации │

│ обеспечения предприятия /│ │\ бухгалтерских работников │

└──────────────────────────┘ │ │ └─────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ Стратегия и тактика \│ │ │ Система отчетности перед │

│ финансово-хозяйственного /│ │/ собственниками, а также другими │

│ развития │ │ │\ пользователями финансовой │

└──────────────────────────┘ │ │ │ информации │

┌──────────────────────────┐ │ │ └─────────────────────────────────┘

│ Количество хозяйственных │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ операций, объемы │ │ │/ Организационно-правовая структура│

│ деятельности, объем │ │ │\ и форма собственности предприятия│

│ продаж, численность \│ │ └─────────────────────────────────┘

│ персонала, наличие /│ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ обособленных │ │ │/ Материально-техническое │

│ подразделений, дочерних │ │ │\ обеспечение учетно-аналитической│

│ предприятий, их │ │ │ │ работы предприятия │

│ удаленность и т.д. │ │ │ └─────────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────────────┐

┌──────────────────────────┐ │ │/ Условия организации и │

│ Специфика и объемы \│ │\ стимулирования труда, │

│ деятельности /│ │ │ ответственности │

└──────────────────────────┘ │ │ └─────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ Технологические │ │ │/ Взаимоотношения с финансовыми │

│ особенности производства │ │ │\ структурами │

│ (на промышленных \│ Учетная│ └─────────────────────────────────┘

│предприятиях), особенности /│политика│ ┌─────────────────────────────────┐

│ организации снабжения и │ │ │/ Условия обеспечения предприятия │

│ сбыта │ │ │\ ресурсами и условия реализации │

└──────────────────────────┘ │ │ │ готовой продукции │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ── ─┐│ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┐││ │ ┌─────────────────────────────────┐

││ Хозяйственная ситуация \│ │/ Системы и формы расчетов │

│ в стране /│ │\ с покупателями и поставщиками │

│└─────────────────────────┘││ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┐││ │ ┌─────────────────────────────────┐

││ Уровень инфляции >│ │ │ Вид экономической деятельности │

└─────────────────────────┘││ │ │ (предопределяет особенности и │

│┌─────────────────────────┐││ │/ условия учетной работы, параметры│

│ Инвестиционная \│ │\ предприятия по объемам │

││ активность, развитость /│ │ │ деятельности, номенклатуры │

│ инфраструктуры рынка │││ │ │продукции, численности работающих│

│└─────────────────────────┘ │ │ │ и т.д.) │

┌─────────────────────────┐││ │ └─────────────────────────────────┘

││ Аспекты системы │││ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ налогообложения, наличие \│ │ │ Степень свободы деятельности │

││ льгот и условия их /│ │/ в рыночных условиях │

│ получения │││ │\ (самостоятельность решений │

│└─────────────────────────┘ │ │ │ в вопросах ценообразования, │

┌─────────────────────────┐││ │ │ выбора партнеров) │

││ Состояние \│ │ └─────────────────────────────────┘

│ законодательства, /│ │

││перспективы его изменения│││ │

└─────────────────────────┘ │ │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘└────────┘

┌ ─ ─ ─ ─┐

— Внешние факторы

└ ─ ─ ─ ─┘

Рис. 1

Исходя из существования по меньшей мере 20 факторов внешнего и внутреннего влияния на учетную политику предприятия, можно говорить о том, что она является очень индивидуальной и способна максимально подстраиваться под потребности конкретного предприятия.

От правильно разработанного приказа об учетной политике предприятия зависят не только объективное освещение информации в финансовой отчетности, но и анализ деятельности предприятия в целом, принятие решений по организации работы предприятия и т.п. Поэтому принимать участие в разработке такого документа должны не только бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером, но и руководители и учредители предприятия, тем более на них возложена ответственность за организацию учета.

Приказ об учетной политике предприятия после его утверждения приобретает статус юридического документа, он является основным внутренним документом, которым регулируется организация учетного процесса на предприятии и обязательным для выполнения всеми службами и работниками предприятия.

Подготовка приказа об учетной политике предприятия на практике является достаточно трудоемким делом и требует от участников этого процесса немалых способностей, комплексных знаний всех процессов, которые происходили на предприятии, за его пределами в прошлом, осуществляются в настоящий момент, будут проводиться в будущем. Все это нуждается в основательном анализе событий и фактов, умения видеть перспективу, неординарно мыслить и т.п.

На практике разработка учетной политики полностью возлагается на главного бухгалтера предприятия или иное лицо (юридическое или физическое), которое ведет бухгалтерский учет на предприятии. Но в то же время, как известно, главный бухгалтер не может сам охватить все участки учетной политики, а в некоторых случаях и сделать правильный выбор. Например, не зная точной технической характеристики основных средств, достаточно тяжело выбрать соответствующий метод амортизации. Если, например, для одного предприятия пригодится прямолинейный метод, то для другого — производственный.

Поэтому целесообразно создать соответствующую комиссию на предприятии, которая отвечала бы за разработку всей учетной политики. В ее состав могут войти: главный бухгалтер, главный технолог, главный механик, главный экономист, внутренний аудитор, ревизор и др. Если при разработке учетной политики обратиться к стороннему предприятию (аутсорсинг), существует риск, что данная фирма, не сориентировавшись полностью во всех нюансах учета предприятия, укажет такие принципы учета, которые окажутся для него неприемлемыми.

Если к процессу формирования приказа об учетной политике исследователи подходят относительно единогласно, то мнения насчет его наполненности несколько различаются. Несмотря на существование письма Минфина Украины [7] с перечнем сведений, которые необходимо приводить в приказе об учетной политике, анализ литературы дал возможность сформировать три подхода научных работников к определению содержания и структуры данного документа (рис. 2).

Научные подходы к содержанию приказа об учетной политике

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Наполненность приказа об учетной политике │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Приказ об учетной политике должен включать выбор как │

│ ┌──────────┐ │ методов оценки объектов учета, так и других │

├>│ Первый ├─>│ элементов организации бухгалтерского учета на │

│ │ подход │ │ предприятии, таких как форма организации, форма ведения │

│ └──────────┘ │ учета, план счетов, графики документооборота и т.д. │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ┌──────────┐ │ В приказе об учетной политике должны отражаться только │

├>│ Второй ├─>│ избранные предприятием методы оценки объектов, а другие │

│ │ подход │ │ элементы организации учета должны быть определены │

│ └──────────┘ │ приказом об организации бухгалтерского учета на │

│ │ предприятии │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

└>│ Третий ├─>│ Значительно расширяют понятие «учетная политика» за счет│

│ подход │ │ других видов политик, в частности стратегической, │

└──────────┘ │ производственной, кадровой и др. │

└─────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 2

Источник: разработано автором.

Придерживаясь второго подхода из приведенных на рис. 2, считаем, что содержание приказов об учетной политике в настоящее время значительно расширено и включает все вопросы, которые касаются организации бухгалтерского учета, в то время как в структуру такого приказа должен включаться лишь выбор одного из предусмотренных законодательством методов учета. Все остальные вопросы должны рассматриваться в положении об организации бухгалтерского учета.

Данная мысль является противоположной позиции И.М. Гончаренко [5, с. 3], которая предлагает объединить в один нормативный документ под названием «политика бухгалтерского учета предприятия» все положения, которые касаются и организации и ведения бухгалтерского учета. Считаем такой подход нецелесообразным, поскольку он возлагает слишком большую нагрузку на один нормативный документ, причем его структура содержит достаточно большой спектр разнообразных вопросов, которые следует объединять. Поэтому предлагаем разделить положения, регулирующие ведение и организацию учета, и отнести первые к приказу об учетной политике, а второй — к положению об организации бухгалтерского учета. Перечень сведений данных нормативных документов приведен на рис. 3.

Структура приказа об учетной политике

и положения об организации бухгалтерского учета предприятия

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────┐

│┌───────────────────────────────┐│ │┌───────────────────────────────────┐│

││ Приказ об учетной политике ││ ││ Положение об организации ││

││ предприятия ││ ││ бухгалтерского учета ││

│└─────────────┬────┬────────────┘│ │└───────────────┬────┬──────────────┘│

└──────────────┤ ├─────────────┘ └────────────────┤ ├───────────────┘

\─┘ └─/ \─┘ └─/

\ / \ /

\/ \/

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────┐

│1. Методы оценки выбытия запасов.│ │1. Форма организации бухгалтерского │

│2. Порядок учета │ │учета (кто ведет учет — бухгалтерская│

│(идентифицированно или в целом) и│ │служба, аудиторская фирма, │

│распределения транспортно- │ │консалтинговая компания или │

│заготовительных расходов. │ │владелец). │

│3. Методы амортизации │ │2. Форма ведения бухгалтерского учета│

│внеоборотных активов. │ │(журнальная, журнально-ордерная, │

│4. Стоимостные признаки │ │мемориально-ордерная, │



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст