урок истории в 10 классе

Эпоха дворцовых переворотов

Определение учебных результатов (целей урока):

Обучающие (знания):

- называть причины дворцовых переворотов;

— знать последствия дворцовых переворотов для развития страны;

— давать характеристику правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I, Петра III.

Развивающие (умения):

- воспроизводить исторический материал;

— анализировать изученное;

— оценивать исторические события;

— работать в группе;

— работать с дополнительными образовательными ресурсами.

Воспитательные (отношения, ценности, внутренние установки):

- определить свое отношение к событиям XVIII века;

— выразить свое мнение о влиянии борьбы за власть на развитие государства.

2. Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия.

3. Технология развития критического мышления

4. Основная деятельность на уроке:

- работа в группах;

- составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

5. Ресурсы урока:

- сетевые диски «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»;

— А.Н.Зыков «Краткая история России в лицах», г. Канск, 1998 г.

— А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006 г.

Даты и события:

1725 — 1727 — царствование Екатерины I

1726 — учреждение Верховного Тайного Совета

1727 — 1730 — царствование Петра II

1730 — упразднение Верховного Тайного Совета

1730 — 1740 — царствование Анны Иоанновны

1731 — учреждение “кабинета министров”

1731 — создание Тайной канцелярии

1740 — 1741 — царствование Ивана Антоновича

1741 — 1761 — царствование Елизаветы Петровны

1761 — 1762 — царствование Петра III

1762 — манифест о вольности дворянства

Ход урока:

«Ничтожные наследники северного исполина»

А. С. Пушкин

«Русская история до Петра Великого сплошная панихида,

а после Петра Великого - сплошное уголовное дело»

Ф. И. Тютчев

Портретная галерея эпохи дворцовых переворотов

Екатерина I Петр II Анна Иоанновна

Иван Антонович Елизавета Петровна Петр III

Екатерина II Великая

1. Организационный момент

- Дамы и господа, изображенные на портретах управляли нашим государством — Российской империей — в XVIII в. после смерти Петра Великого. Их правление великий историк В. О. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов». Сегодня мы попытаемся проанализировать:

1) как происходили дворцовые перевороты; 2) кто в них участвовал;

3) попытаемся дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов».

Изучив материал урока, вы должны составить сюжетную таблицу и сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

Петр Великий управлял Россией с 1682 по 1725 гг. Михаил Ломоносов писал о нем так:

«Рожденный к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И, словом, се есть Петр, Отечества отец»

Показ видеофильма о последних минутах жизни Петра Великого. Его слова: «Отдайте все…». Но кому?

2. Стадия вызова:

- Как вы понимаете выражение «дворцовые перевороты»? (идет работа над понятием)

- Что вам известно из истории дворцовых переворотов? (составляется «список известной информации», а затем кластер)

- Чтобы вы еще желали узнать по данной теме? (запросы учащихся фиксируются на доске, и, исходя из них, формулируются задачи урока)

Класс делится на 6 групп, каждая из которых работает с материалом об одном из деятелей эпохи дворцовых переворотов

Применение приема инсерт

Чтение статей с внесением на полях листа помет в соответствии с предложенной классификацией:

    » V » — уже знал    » + » — новое    » ? » — не понял, нужно поискать информацию

Группа № 1

Екатерина I

Отметьте события внутренней политики периода правления Екатерины I.

Отметьте события внешней политики периода правления Екатерины I.

Сформируйте своё отношение к личности Екатерины I используя материал параграфа и текст документа

«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен — и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».

Из «Истории России» С.М. Соловьева.

Создайте синквейн о Екатерине I

Группа № 2

Петр II

Отметьте события внутренней политики периода правления Петра II.

Отметьте события внешней политики периода правления Петра II.

Сформируйте своё отношение к личности Петра II, используя материал параграфа и текст документа

«Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги и сказал: «Государь слишком молод и не знает, как употреблять деньги». Утром на другой день, узнавши от сестры, что она денег не получала, Пётр спросил о них придворного, который объявил, что деньги у него взял Меншиков. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:

— Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?

— Наша казна истощена, — сказал Меншиков, — государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.

— Я император, — сказал Пётр, топнув ногой, — надобно мне повиноваться».

Н. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».

Из донесений иностранных послов:

«Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности…Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет».

«Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться. Он действует исключительно по своему усмотрению, следуя лишь советам своих фаворитов».

«Нельзя не удивляться умению государя скрывать свои мысли; его искусство притворяться — замечательно. На прошлой неделе он два раза ужинал у Остермана, над которым он в то же время насмехался в компании Долгоруких. Перед Остерманом он же скрывает свои мысли: ему он говорит противоположное тому, в чём уверял Долгоруких…Искусство притворяться составляет преобладающую черту характера императора».

«Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток».

Создайте синквейн о Петре II.

Группа № 3

Анна Иоанновна

Отметьте события внешней политики периода правления Анны Иоанновны.

Подведите итоги правления Анны Иоанновны.

Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны используя материал параграфа и текст документа

Из донесений иностранных послов:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, и я этому верю, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня…»

«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

«Француз, привыкший заходить в королевские покои, чувствовал бы себя неуютно при петербургском дворе, где и по самым торжественным праздникам следует держаться на известной дистанции от персоны её величества, рядом с которой стоят только знатнейшие. Несколько странно также, что каждый, кто мимо дворца идёт, едет или плывёт на судне, должен обнажить голову».

Создайте синквейн об Анне Иоанновне.

Группа № 4

Иван Антонович

Отметьте события внутренней политики периода правления Ивана Антоновича.

Отметьте события внешней политики периода правления Ивана Антоновича.

Подведите итоги правления Ивана Антоновича.

Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича используя материал параграфа и текст документа

«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона.

Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.

Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.

31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки.

Позже, был опубликован указ об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов и прочих документов с именем императора на новые.

В 1742 году, в тайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем, в 1744 году, в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Долгие северные походы сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; но тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция. Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764г. В возрасте 23 лет».

Создайте синквейн об Иване Антоновиче.

Группа № 5

Елизавета Петровна

Отметьте события внутренней политики периода правления Елизаветы Петровны.

Отметьте события внешней политики периода правления Елизаветы Петровны.

Подведите итоги правления Елизаветы Петровны.

Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа и текст документа

«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания».

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».

«Весёлая царица была Елисавет: Поёт и веселится, порядка только нет».

Обозревая царствование императрицы Елисаветы Петровны, нельзя не отметить двух важных дел этого царствования в области внутреннего управления: распространения просвещения, которому много содействовало учреждение университета и гимназий и уничтожение внутренних таможен, сильно парализовавших русскую торговлю в продолжение долгого времени. И то, и другое дело, как мы видели, устраивалось представлениями и трудами Шуваловых. Что касается до внешней политики, то вмешательство России в Семилетнюю войну ничего не принесло ей, кроме истощения, и возбуждало всеобщее неудовольствие даже в войске.

«Обыкновенно ставят в заслугу Елисавете Петровне уничтожение смертной казни и некоторое смягчающее движение в законодательстве относительно употребления пыток при расследованиях; но мы не видим тут смягчения нравов и проявления человеколюбия, потому что в рассматриваемую эпоху продолжались страшные пытки — рвание ноздрей, битье кнутом, урезанье языка и тяжелые ссылки, часто даже людей совершенно невинных… Народные массы не наслаждались довольством, спокойствием и безопасностью: несомненным свидетельством этому служат разбойничьи шайки, препятствовавшие не только торговле и промыслам, но даже мирному состоянию обывателей, — а крестьянские возмущения, постоянно требовавшие укрощения воинскими командами, разразились народными волнениями в близкое этому царствованию время императрицы Екатерины Второй.

Создайте синквейн о Елизавете Петровне.

Группа № 6

Петр III

Отметьте события внутренней политики периода правления Петра III.

Отметьте события внешней политики периода правления Петра III.

Подведите итоги правления Петра III. .

Сформируйте своё отношение к личности Петра III используя материал параграфа и текст документа

«Екатерина: «Время он проводил в ребячествах неслыханных…Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…С десятилетнего возраста он пристрастился к пьянству… Он большей частью проявлял неверие… Его ум был ребяческим… Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой. Он любил устриц…»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады , потом спешил в Сенат или коллегии. В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»

Создайте синквейн о Петре III.

3. Стадия осмысления:

- Каковы, на ваш взгляд, причины дворцовых переворотов?

Составление кластера:

Причины дворцовых переворотов:

отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена);

отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника;

зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.

- О ком идет речь?

А) «При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека» С. Соловьёв

Б) «Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам»

В) «Во дщери Петр опять на трон взошел,

В Елизавете все дела свои нашел…

О матерь своего народа!

Тебя произвела природа

Дела Петровы окончать

А. П. Сумароков

Г) “За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, из них указы о вольности дворянства, прекращении преследований иноверцев… свидетельствовали о незлобивом характере правителя”

Д) «Божию милостью, мы, Екатерина II,

Объявляем верным подданным нашим…

Россия вдоволь натерпелась от чехарды вокруг престола.

России я обязана всем, даже именем — Екатерина!

Стремиться буду к общей цели — сделать всех счастливыми!»

Составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

Кто?

Годы правления

Кто поддержал?

Основное содержание правления

Итоги

Екатерина I

1725-1727

Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков

Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, увольнения из армии на три года

Начало отказа от наследия Петра Великого.

Усиление эксплуатации крестьян, рост повинностей, разорявших хозяйство.

Ухудшение боевой подготовки армии

Петр II

1727-1730

Аристократи

ческие круги, Долгорукие

Двор переехал в Москву, бездействие флота

Анна Иоанновна

1730-1740



Страницы: 1 | 2 | Весь текст