Вопросы к зачету

Вопросы, выносимые на зачет по дисциплине

«Основы психодиагностики»

Психодиагностика как наука и как практическая деятельность.

Проблема индивидуальности в психологии.

Связь индивидуально-психологических характеристик с особенностями поведения.

Роль и место психодиагностики в системе психологических знаний.

Цели, задачи и определение психодиагностики как области науки и практической деятельности психолога.

Возможности и ограничения психологического прогноза.

Диагностика способностей в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и Китае.

Основные источники и этапы формирования психодиагностики как самостоятельной отрасли научных знаний.

Развитие психодиагностики в 19-20 вв.

Применение естественно-научного и статистического подходов к исследованию психических явлений.

Типологический и статистический пути исследования личностных особенностей.

Этические и правовые аспекты деятельности психодиагноста.

Требования к пользователям и принципы применения тестовых методик.

Основные правила оборудования помещений и проведения процедуры тестирования.

Репрезентативность тестовых норм.

Сущностные особенности и характеристика валидности тестовых методик.

Надежность теста: ее сущность, содержание и основные виды.

Прогноз и распознавание образов.

Линейные и порядковые прогностические стратегии.

Статистический подход к измерению и понятие нормы.

Нормирование и стандартизация тестовых показателей.

Тестовый метод психодиагностики.

Объективные тесты: их сущность и сфера применения.

Стандартизированные самоотчеты.

Шкальные методики.

Проективные методики.

Диалогические техники.

Тесты достижения.

Аппаратурные компьютерные тесты.

Преимущества и недостатки тестовых методик.

Наблюдение – основной метод психодиагностической работы. Индикаторы поведения и объекты наблюдения.

Внешние признаки эмоционального состояния и личностных особенностей.

Сравнительная информативность мимики, пантомимики, особенностей речи.

Виды наблюдения и пути развития психологической наблюдательности.

Психодиагностика свойств нервной системы.

Психодиагностика темперамента в практике психолога.

Тест Стреляу. Сущность, специфика его проведения и обработки результатов.

Тест Белова. Сущность, специфика его проведения и обработки результатов.

Применение теста Г. Айзенка на определение особенностей темперамента в практической деятельности.

Методики изучения и оценки особенностей восприятия. Методики «Компасы», «Шкалы приборов», «Восприятие времени».

Применение психодиагностических методик в изучении внимания.

Методики «Память на числа», «Оперативная память» и «Память на образы». Сущность и особенности проведения и обработки результатов.

Психодиагностика памяти в практике психолога.

Методики «Слуховая память» и «Кратковременная память». Сущность и особенности проведения и обработки результатов.

Применение психодиагностических методик в изучении памяти.

Методики «Значение слов», «Комбинаторные способности», «Количественные отношения». Сущность и особенности проведения и обработки результатов.

Методики «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Толкование пословиц». Сущность и особенности проведения и обработки результатов.

Информативность невербальных средств общения.

Кинесика и ее особенности.

Применение знаний проксемики в психодиагностике.

Применение знаний о глазодвигательных реакциях в психодиагностике.

Учет знаний о паралингвистических и экстралинвистических средствах в практике психолога.

Диагностика ведущей репрезентативной системы

Понятие репрезентативная система.

Ведущая репрезентативная система.

Особенности построения речи испытуемым, исходя из ведущей репрезентативной системы.

Применение знаний о ведущей репрезентативной системе в практике психолога.

Психодиагностика конгруэнтности

Понятие конгруэнтности. Отличительные признаки состояния конгруэнтности и неконгруэнтности испытуемого.

Применение знаний о конгруэнтности в практике психолога.