рабочие карты урока

Рабочие листы к конструкту урока по химии «Ионные реакции»

Цели урока для учащихся: понять суть реакций ионного обмена

Задачи:

выяснить условия необратимости реакций в растворах;

выделить существенные признаки реакций ионного обмена;

усвоить алгоритм составления ионных уравнений;

развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов;

анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.

Этапы урока

Форма

работы

Выполняемые обучающимся действия

Результат,

продукт

1.Проверка

домашнего задания

Фронтальная беседа

совместно с

письменной работой

Ответить на вопросы:

1.Чем электролиты отличаются от неэлектролитов?

Выполнение письменно задания№1 (слайд).Проверка.

Ответить на вопросы:

2.Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? 3.Как он записывается?

4. Какую информацию несет уравнение:

Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3-

5.На какие ионы диссоциируют кислоты, щелочи, соли? (слайды)

6.Письменно выполнить задания №2,3 на слайде

7.Само и взаимопроверка. Оценивание результата.

Ответы на вопросы

В тетради в 2 столбика записаны формулы электролитов и неэлектролитов

В тетради записаны уравнения диссоциации кислот, солей, щелочей

Само(взаимо)проверка и самооценка результата:

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3»

Более 6 ошибок – (0)нет оценки, надо доработать тему

2.Подготовка к усвоению нового

Демонстрацион-

ный эксперимент:

наблюдение,

беседа с постановкой проблемы.

Наблюдение за ходом эксперимента.

Ответить на вопросы.

Что можно сказать об этом взаимодействии?

Когда реакции идут до конца?

Наблюдение с выводом.

Постановка проблемы.

3.Изучение нового

Частично-поисковый-исследовательский, дем.эксперимент с наблюдением и анализом

Работа групповая в статической паре

дем.эксперимент №2 с наблюдением и анализом

Запись уравнений

Запись уравнения проводимой реакции по образцу, данному на слайде №13.

Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции. В чем суть РИО?

3 условия на слайде №17

Повторение основных правил ТБ (слайд №14)

Проведение лабораторных опытов

№1 и №2 согласно инструкционному листу№2 (слайд №15-16):

Наблюдение за ходом эксперимента взаимодействия соляной кислоты с магнием.

Ответы на вопросы:

Что происходит?

Будет ли эта реакция необратимой? Почему?

Запись уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

2H Cl + Mg = M gCl2 +H2

2H+ +2 Cl- + Mg0= Mg 2+ +2 Cl- + H20

2H+ + Mg 0 = Mg 2+ + H2 0

Запись в тетради уравнения между хлоридом натрия и серной к-той в молекулярном и полном ионном виде

Запись в тетради условий РИО со слайда

Вспомнить основные правила ТБ при проведении опытов

Проведены лаб.опыты,

в тетрадях записаны уравнения реакций в молекулярном и ионном виде по алгоритму.

Анализ дем.эксперимента

запись в тетради уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

4.Закрепление

Беседа

Письменная

работа

Ответить на вопросы:

Что такое РИО?

В чем суть РИО?

Письменно выполнить задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Слайд №19. Ход:

1.Списать пары электролитов.

2.Написать молекулярное уравнение

3. Определить, какое соблюдается условие рио.

вывод записывают в тетради: реакции ионного обмена- это

- реакции обмена ионами

- в растворах электролитов

- с образованием неэлектролита

в виде -  осадка ()

-газа () или

малодиссоциирующего вещества (H2O)

запись в тетради молекулярных уравнений и определение условия протекания ионных реакций

5.Домашнее задание

§37, упр.1-3 стр.155.( слайд №21)

Запись в дневнике дом.задания

6.Рефлексия

самооценка

Определить соответствующий настроению смайлик

В тетради записали цифру 1-3.

Инструкционный лист ученика№1.

Теоретическая часть. Вам известно, что в водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.

Алгоритм составления ионных уравнений реакций:

1.Записать молекулярное уравнение реакции.

2NaOH+H2SO4-=Na2SO4+2H2O

2.Определить растворимость каждого вещества, используя таблицу растворимости, подчеркнуть электролиты

2NaOH+H2SO4-=Na2SO4+2H2O

ррр

3.Составить полное ионное уравнение

2Na++2OH-+2H+ +SO42- = 2Na++SO42-+2H2O

4.Составить сокращенное ионное уравнение

H+ + OH - = H2O

Правила:

1). Простые вещества, оксиды, нерастворимые вещества не диссоциируют.

2) Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его не расписывают на ионы.

Инструкционный лист №2

Лабораторный опыт №1 .Взаимодействие хлорида бария и серной кислоты

Ход:

1)1мл раствора серной кислотой налейте в пробирку.

2)Добавьте 4-5 капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Какой можно сделать вывод?

3)Запишите уравнение реакции.

H2SO4 +ВaCl2=ВаSO4 +2HCl (молекулярное уравнение)

4)(полное ионное уравнение)————————————

5)(сокращенное ионное уравнение)———————————

6)Проверьте записанные вами уравнения и сверьте их с ответом на слайде.

Опыт №2.Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии индикатора фенолфталеина.

Ход:

1)1мл раствора гидроксида натрия налейте в пробирку.

2)Добавьте 4-5 капель раствора индикатора ф-ф. Что наблюдаете?

3)Добавляйте понемногу соляной кислоты до исчезновения малинового окрашивания. Какой можно сделать вывод?

4)Запишите уравнение реакции.

NaОН+HCl =NаCl+Н2О

(молекулярное уравнение)

5) полное ионное уравнение———————————————————

6) сокращенное ионное равнение—————————————————-

7.Проверьте записанные вами уравнения и сверьте их с ответом на слайде.