рабочая программа по химии на год

Рассмотрена Утверждаю

на педсовете директор школы

Протокол № 1 __________________

от 20.08.2012 В.А. Шкарупелова

Приказ № 62-о от 03.09.12

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8 класс

Автор-составитель:

Табакаева Г.В., учитель химии

Михайловка

2012

Содержание

Пояснительная записка____________________________________3-4

Система контроля_________________________________________5

Планируемые результаты. Норма оценок____________________5-7

Содержание планирования ________________________________8-16

Список литературы________________________________________17

Материальное обеспечение_________________________________17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс  составлена в соответствии  требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии 8 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического  комплекса  учебного предмета «Химия», 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2008г;

       Программа по химии состоит из трех взаимосвязанных между собой отделов :пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям  и умениям учащихся. Программа курса построена на основе концентрической концепции.

Цель программы – сохранить присущий отечественной средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единице, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, и освобождения её от избытка конкретного материала.

Задачи:

обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

познавательная (развитие познавательного интереса, включённость в познавательную деятельность)

развивающая (развитие личности, активности, самостоятельности, общения);

мотивационная (мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность;

эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и т.д.);

оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где даются основные сведения о строении атома, и биологии 8 класс, где осуществляется знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Ведущими идеями курса являются:

◄материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

◄причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

◄познаваемости веществ и закономерностей протекания химических реакций;

◄объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

◄конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

◄законы природы объективны и познаваемы; знания законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

◄наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

◄развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности;

◄ развитие химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества;

◄генетической связи между веществами.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о роли химии в системе естественных наук; понятия о веществах и их измерении; о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях); строение атома и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток); о составе строении общих способах образования и классификации веществ. За рассмотрением вопросов «статической» химии следует изучение о закономерностях протекания химических реакций и их классификации. Продолжает знакомство с химическими реакциями тема «Растворы».

Элементы Национального регионального компонента, наиболее целесообразно рассмотреть на уроках при изучении тем: «Роль химии в жизни человека», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Расчёты по химической формуле вещества», «Ядерные реакции. Изотопы», «Простые вещества – металлы», «Простые вещества – неметаллы», «Важнейшие классы», «Основания», «Кислоты», «Соли», «Решении расчётных задач», «Растворение и растворы».

Особенностью данной рабочей программы является меньшее количество учебных часов по сравнению с Примерной программой основного и общего образования по химии, разработанной по заказу Минобразования РФ для образовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с учебным планом для вечерних школ на изучении химии в 8 кл. отводится 1 учебный час в неделю, 36 часов на год.

Методы обучения химии. Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:

словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;

наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;

практические работы и лабораторные опыты. Разные методы сочетаются с преобладанием какого-либо одного или нескольких. Так, например, лекция может включать элементы беседы, а беседа сменяться небольшим рассказом. Анализируя сочетание методов, применяемых мною на уроке, можно выделить ведущий и отметить остальные как сопутствующие методы.

Организационные формы обучения.

Используя различные технологии обучения, позволяет поэтапно усваивать знания и использовать их в процессе обучения.

Урок как одна из главных форм обучения. Необходимо проводить классификацию уроков по учебно-воспитательным задачам и методам обучения, чётко подбирать тип урока и его структуру. Методика подачи материала крупными блоками, чередуя классно-урочные и лекционно-семинарские формы обучения. К другим формам обучения, применяемые мною, являются самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные и групповые работы, практические и лабораторные работы, химический эксперимент.

Все виды методов и форм работы должна тесно сочетаться с технологиями: развивающими, личностно-ориентированными, эвристическими, здоровьесберегающими, а также использовать дифференциацию и интеграцию.

Система контроля

Систематический контроль за усвоением знаний учащихся позволяет корректировать и воспитывать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь учитель – ученик.

При изучении курса химии проводится 2 вида контроля:

- текущий — контроль в процессе обучения темы (опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы);

- итоговый – контроль в конце изучения раздела (зачёты, собеседования, практические работы).

К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная.

Планируемые результаты. Нормы оценок

Требования к уровню подготовки учащихся по неорганической химии в 8-ом классе.

Учащиеся должны знать:

основные формы существования химических элементов (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решёток; факторы определяющие скорость химических реакций; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; название, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических реакции окисления – восстановления, окислитель, восстановитель.

Учащиеся должны уметь:

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, молекулы; простые и сложные вещества; относительные атомные и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химические реакции и их классификации; электрохимический ряд напряжения металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы вещества при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений; устанавливать генетической связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и формировать результаты наблюдений;

г) производить расчёты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по химии

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»: задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за полугодие, год.

4. Содержание планирования

Тема

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение тем

1

Введение. Первоначальные химические понятия

23

12

11

2

Кислород Горение

9

4

5

3

Водород

5

1

4

4

Растворы. Вода

4

4

нет

5

Основные классы неорганической химии.

8

6

2

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

6

3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст