рабочая программа по литературе 5 класс

к

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

Согласовано с педсоветом «Утверждаю»

Протокол №1 от 30.08.11г. Директор школы: /Бережная О.В./

Приказ №75 от 31.08.11г

Рабочая программа

по литературе в 5 классе

Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», в соответствии с Программой по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (Москва «Дрофа», 2009г.) и методическими указаниями авторов учебника.

Назначение программы

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Цель программы, задачи :

способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает читательский багаж, формирует представление о литературе как искусстве, познает специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим, использует различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Принципы построения

Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Специфика курса

В 5 классе литература рассматривается как литературный процесс от древности до наших дней. Ведущими аспектами на этом этапе является первое знакомство со структурой курса литературы. В центре анализа конкретного произведения- сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.

Технологии, методы

Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

Система оценивания

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Литература для учащихся:

Базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 7 класс.

Литература для учителя:

О.А. Финтисова . Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс.

Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.

Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный_ изобразительный материал, тесты, тексты произведений, презентации, )

Формирование общеучебных умений (компетенций)

Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

— сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

— эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

— развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

— использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

— информационная переработка текста;

— культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.

Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

— культура разговорной речи.

Развивать навыки комментированного чтения.

Развитие и формирование творческих умений (выразительное чтение, инсценирование, написание творческих работ).

Знание авторов русской и зарубежной литературы.

Умение находить нужную информацию по заданной теме; умение работать самостоятельно и в коллективе.

Умение находить основные художественно выразительные средства в предложенном тексте.

Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, первую очередь связанные с сюжетом ( композиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог,

пролог.

Ученик должен уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа ( краткий, близкий к тексту) изученных текстов

и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении ( исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения

прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно

формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.)

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление ( например,

при обращении к иллюстрации, созданной к произведению)

На изучение литературы в 5 классе отводится 70 часов , 2 часа в неделю

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Автор учебника: Курдюмова Т.Ф.

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Нравственный потенциал литературного материала

Теоретические понятия, изучаемые на уроке

Цели и задачи урока

Виды деятель-ности по развитию аналитических, интерпритаторских и творческих умений

По плану

Фактич.

Происхождение и развитие литературы

1

02.09

Литература как искусство слова.

Роль искусства слова в жизни человека

Троп, эпитет, сравнение, метафора

Формирование представления пятиклассников о художественной литературе как искусстве слова, об огромной роли литературы и духовной жизни человека

Вопросы и задания на стр. 5 (1-5)

2

05.09

Р/р. Творческая работа «Создай собственную памятку»

Внимательность и ответствен-ность при выполнении работы

Что такое памятка? Литература как искусство слова. Тропы и фигуры в художественном слове

Научить учащихся ответственно и внимательно относиться к выполнению творческого задания

Самостоятельная творческая работа

Мифы народов мира

3

09.09

Календарные мифы. «Масленица».

Уважение традиций народов мира

Мифы и мифология

Что означает понятие священный ? Праздник , обычаи.

Познакомить учащихся с понятиями «календарные мифы»

И «календарные праздники»

Работа по вариантам ( 1-7й вопросы на с.11-12)

4

12.09

Славянские мифы. Мифы о сотворении мира.

5

16.09

Древнегреческие мифы.. Миф «Золотые яблоки Гесперид».

Мифы как форма познания и эстетического освоения окружающего мира

Знакомство с мифами о Геракле

Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире

Вызвать у учащихся интерес к познанию мира

Прочитать мифы об Атланте. Предложить собственную интерпре-тацию мифа

Устное народное творчество. Фольклор

6

19.09

Былины как жанр фольклора.

ДРК Донская былина

Национальное восприятие мира, эстетическое совершенство произведений русского фольклора

Фольклор. Жанры фольклора. Гипербола. Былина. Старина

«О Добрыне Никитиче (Дончаке)

«Об Илье Муромце»

«Об Алеше Поповиче».

7

23.09

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Национальное восприятие мира, эстетическое совершенство произведений русского фольклора

Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор. Гипербола. Былина. Старина

Познакомить учащихся с разными жанрами фольклора.

Выразительное чтение и художественный пересказ

8

26.09

Р.Р.Сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Русские народные сказки

9

30.09

Виды сказок. «Царевна лягушка»

Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок Сказки как вид народной прозы.

Художест

венные особенности волшебной сказки : волшебный сюжет, волшебный герой, яркость языка. Элементы сюжета

Показать учащимся художественные особенности волшебной сказки

Выразительное чтение. Техника чтения. Пересказ, близкий к тексту. Краткий пересказ

10

03.10

Художественный мир сказки «Царевна лягушка».

Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Способности героя сказки преодолевать препятствия. Народная мораль в сказке.

Сказка. Виды сказок. Что такое эпизод в художественном произведении

Показать учащимся художественные особенности волшебной сказки

Работа с эпизодом сказки. Отметить понравившийся эпизод сказки, пересказать. Ответить на вопрос: Какую роль играет данный эпизод в целом художественном произве-дении?

11

07.10

Поэтика волшебной сказки.

Главные достоинства героев сказок: смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретатель-ность Сказочные формулы. Фантастика

Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешест-вие как жанр

Акцентировать внимание учащихся на главном достоинствах героев сказок: смелости, трудолюбии, честности, доброте, находчивости, изобретательности.

Художествен-ный пересказ сказки. Выразительное чтение отдель-ных эпизодов сказки. Анализ эпизодов. Доказать, что данная сказка является волшебной

Сказки народов мира

12

10.10

Арабские сказки.

Главные достоинства героев сказок: смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретатель-ность

Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешест-вие как жанр

Акцентировать внимание учащихся на главном достоинствах героев сказок: смелости, трудолюбии, честности, доброте, находчивости, изобретательности.

Художествен-ный пересказ сказки. Выразительное чтение отдель-ных эпизодов сказки. Анализ эпизодов. Доказать, что данная сказка является волшебной

13

14.10

Пишем сказку

Научить учащихся самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение; формировать личностную позицию на прочитанное произведение

Малые жанры фольклора

14

17.10

Пословицы и поговорки.

Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Определение малых видов фольклора.

Афоризм. Анекдот. Загадка. Отгадка. Песня. Частушка. Рифма.

Научить учащихся ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора;

Давать четкое определение каждого жанра.

Работа с толковым словарем. Определение понятий. Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора(по вариантам)

15

21.10

Загадки. Анекдоты

Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Определение малых видов фольклора.

Афоризм. Анекдот. Загадка. Отгадка. Песня. Частушка. Рифма.

Научить учащихся ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора;

Давать четкое определение каждого жанра.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст