программа по эстетическому воспитанию в музыкальной школе

Санкт — Петербургское бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования детей

«Санкт – Петербургская детская

музыкальная школа № 37»

ПРОГРАММА

ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮУЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХШКОЛ

Составитель: Лебедева Ирина Валентиновна

старший преподаватель «фортепиано» на хоровом отделении

Санкт – Петербург

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы:

заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цели программы:

приобщить учащихся к сокровищнице музыкального искусства;

сформировать у детей эстетические вкусы на лучших образцах русской и зарубежной музыки, а также произведений современных российских композиторов;

научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы;

воспитать активных участников художественной деятельности.

Задачи программы:

освоение нотной грамоты;

развитие у детей навыков чтения нот с листа;

обучение подбору мелодий по слуху;

обучение транспонированию мелодий;

формирование у ребенка естественных и целесообразных приёмов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чёткое ощущение клавиатуры.

Работа над выразительностью исполнения, развитие слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всего курса обучения. Необходимо добиться гармоничного развития художественных и технических навыков в широком смысле этого слова (пальцевая беглость, чёткость и т.д.). Важно научить ребенка самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, бегло читать с листа. Особое внимание следует обратить ансамблям, что поможет развить чувство партнёрства, воспитать ответственность за общий результат исполнения.

Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учётом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 6–16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 4 года.

Формы и режим занятий — индивидуальный.

Количество часов в неделю на одного ученика1 ч в неделю.

Ожидаемые результаты: уверенное, осмысленное, эмоциональное исполнение выученных произведений, умение работать самостоятельно.

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;

академические концерты (исполнение 1-2 разнохарактерных пьес);

клубные дни;

отчетные концерты;

заключительный Академический концерт (исполнение программы из 4 произведений)

II Содержание программы:

1. Знакомство с инструментом. Знакомство с учеником, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук.

2. Работа над гаммами и упражнениями.

В течение года ребёнок должен пройти: 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука каждой ракой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).

3. Работа над этюдами.

Работа над этюдами — это продолжение работы над техникой (пальцевой беглости, чёткости и так далее). Чёткое осознание работы над упражнениями и этюдами для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и д.р. Навыки, приобретённые при изучении гамм, дают полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминаемые этюды. Ученик извлекает наибольшую пользу из каждого этюда, если доведёт исполнение до законченности в подвижном темпе. Этюды помогают развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов.

4. Работа над пьесами.

Работа над пьесами — важнейшее средство музыкального воспитания, развития эстетического вкуса. Важно иметь разнохарактерные пьесы, в которых ребёнок учится передавать своё отношение к произведению и пытается донести его (отношение) до слушателя. Работа над пьесами важна для концертной программы, где ребёнок может показать себя с хорошей стороны.

5. Работа над полифонией.

Работу над пьесами с элементами полифонии следует включить на начальной стадии обучения. Работая над полифоническими мелодиями, ребёнок учится хорошо слушать себя, контролировать голосоведение, развивает у него гармонический слух.

6. Работа над произведениями крупной формы.

Работа над крупной формой учит воспринимать объёмное, разноплановое произведение как одно целое. Следует брать в работу небольшие сонатины и вариации. Исполнение разных по характеру, настроению, темпу, вариаций, тем и т.д. в едином ключе учит анализировать произведение, выделять главную мысль и вести её через всё произведении, добиваясь цельности звучания.

7. Ансамбли.

Одним из важнейших разделов является работа над ансамблем. Ребёнок учится слышать партнёра, контролировать соотношение звучания партий, добиваться единства исполнения.

Очень важным является умение чтения нот с листа. Эти навыки помогают при разборе новых произведений, концентрируют внимание, активизируют умственную деятельность, развивают способность схватывать главное в музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок, вырабатывается уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная находчивость. Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых пьес по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также популярные пьесы. Чтение нот с листа должно носить систематический характер.

9. Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодий, транспонирование способствует возникновению чётких музыкальных представлений. Подбор в различных тональностях помогает быстрее освоить клавиатуру, не бояться её и легче ориентироваться в тональностях.

Контроль и учет успеваемости

Успеваемость учащихся в обучении игры на фортепиано учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах и т.д.

В Школе установлена следующая система оценок при промежуточной аттестации: десятибалльная, зачетная. При итоговой аттестации применяется десятибалльная система: 2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+.

Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

Формы промежуточной аттестации: академическое прослушивание, контрольный урок, зачет, экзамен. Порядок и периодичность промежуточной аттестации определяется учебными планами Школы.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении на доступном для учащегося уровне осуществляется преподавателем во время классных занятий на протяжении всего ученого года и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии двух – трех преподавателей отдела.

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оценивается словесной характеристикой ; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценка ученика за выступление на академическом концерте, а также результаты контрольных роков;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации к требованиям Первого года обучения

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 15 – 20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) — легкие сонатины и вариации.

Простейшие упражнения по чтению нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки).

Вовлечение ученика в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

Упражнения в виде различных последований пальцев (non legato, legato) в пределах позиции рук от разных звуков и с перемещением по октавам.

Гамма До мажор в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками, а также тоническое трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно.

Годовые требования для учащихся Второго года обучения

На первом плане остаются такие же разделы:

— организация игрового аппарата;

- подбор по слуху;

- чтение с листа;

- развитие самостоятельных и творческих навыков;

- освоение элементов терминологии;

- исполнение в ансамбле;

- тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара.

В течение учебного года педагог должен проработать 10 музыкальных произведений ( в том числе пьесы для ознакомления);

- 2 полифонических произведения или ( пьесы с элементами полифонии);

- 1 произведения крупной формы (вариации или части легких сонатин);

- 3 пьесы ;

-3 пьесы в порядке ознакомления ( в том числе ансамбли);

— 2 этюда.

Гаммы Соль мажор (1 полугодие) и Ля минор ( 11 полугодие). Гаммы исполняются в две октавы в мажоре и в гармоническом, мелодическом миноре в прямом движении двумя руками, аккорды, хроматический вид двумя руками.

В программу включаются произведения, исполняемые в ансамблях ( 2-3 произведения).

Годовые требования для учащихся Третьего года обучения

Дальнейшая работа над пианистическим аппаратом; чтение с листа пьес различного характера и жанра; дальнейшее изучение музыкальной терминологии; тщательное изучение намеченных произведений из репертуара; разнообразные формы музицирования.

Продолжается развитие индивидуальности, характера; воспитание направленного внимания; осознание связи слуховых и двигательных ощущений.

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-12 музыкальных произведений (см. Требования для 2 года обучения).

Гаммы Ре мажор (1 полугодие) и Фа мажор и Ре минор (11 полугодие). Исполнение в прямом, противоположном движении в 4 октавы двумя руками; (возможно и в две октавы); хроматический вид; короткие арпеджио и длинные арпеджио двумя руками в две октавы; (возможно и исполнение каждой рукой отдельно); аккорды; простейшие кадансы.

Чтение с листа пьес различного характера. Игра в ансамбле.

Годовые требования для учащихся Четвертого года обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-14 различных музыкальных произведений, в том числе и несколько в порядке ознакомления. (См.Требования для учащихся Второго года обучения)

Чтение с листа постепенно усложняется.

Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле.

Гаммы Ля мажор и Ми мажор (1 полугодие) и До минор (11 полугодие). Прямое и противоположное движение в 4 октавы; хроматический вид; аккорды; арпеджио короткие и длинные; развернутый каданс.

Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Требования для учащихся «Эстетического отделения»

Учащиеся 1 года обучения:

Ноябрь-Декабрь: Академический концерт:

а) пьеса с элементами полифонии;

б) характерная пьеса.

Апрель-Май: Академический концерт:

а) пьеса с элементами полифонии;

б) вариации или часть легких сонатин;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

Учащиеся 2-3 года обучения:

Октябрь: Технический зачет

Исполняют 1 гамму по программе класса (1 полугодие) и этюд.

Декабрь: Академический концерт

а) полифоническое произведение (или произведение крупной формы);

б) характерная пьеса.

Февраль: Технический зачет

а) 1 гамма по программе класса (11 полугодие);

б) чтение с листа;

в) музыкальная терминология.

Май: Академический концерт

а) полифоническое произведение;

б) вариации или части сонатин;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

Учащиеся 4 года обучения (заключительного):

Октябрь: Технический зачет

Гаммы по программе класса (1 полугодие).

Декабрь: Первое прослушивание программы

а) полифоническое произведение;

б) характерная пьеса.

Февраль: Технический зачет

Гаммы по программе класса (11 полугодие).

Март: Второе прослушивание программы

а) крупная форма;

б) этюд.

Май: Заключительный Академический концерт

а) полифоническое произведение;

б) крупная форма;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

Составление индивидуального плана и выбор репертуара

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Важным средством воспитания и развития эстетического вкуса у ученика является выбор репертуара.

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, изучается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.

В последние годы стала очевидной необходимость использования в практике у учащихся эстетического отделения – произведений эстрадно — джазового стиля. Эстетическая и методическая ценность этих произведений велика.

- Эти произведения расширяют кругозор, удовлетворяют интерес к музицированию;

- воспитывают и развивают многие необходимые музыканту качества: слух, гибкость, ритмическую упругость, умение импровизировать;

- помогают зачастую осваивать трудности классического репертуара;

- помогают воспитывать вкус учащегося;

- позволяют свободно и творчески обращаться с нотным материалом (что непозволительно в классике)6 делать переложения, облегчения, упрощения.

Система оценки и контроля успеваемости

Содержание работы:

- работа над свободой движения, слуховой контроль;

- изучение гамм, упражнений, этюдов.

- чтение с листа;

- ансамблевое музицирование;

изучение произведений разных жанров и стилей;

- работа над развитием слуха, ритма, памяти;

- посещение концертов;

- слушание музыки.

Форма занятий – урок по фортепиано (продолжительность занятия-1 учебный час -45 минут – один раз в неделю).

Форма контроля успеваемости:

- контрольный урок (с краткой словесной характеристикой: достижения — неудачи);

- академический концерт (с оценкой);

- школьные концерты.

В нашей «Программе» предлагается примерные репертуар, рассчитанный на различную степень подготовки и продвинутости учащегося. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

III ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Первый год обучения

А.Александров «Дождик накрапывает»

И.Беркович «Ехал казак на войну», «Мазурка», «Танец»

В.Волков «Песенка»

А.Гедике «Заинька», «Русская песня», «Ригодон», «Танец»

А.Гречанинов «Марш», «Протяжная»

А.Дюбюк «Русская песня с вариацией»

И.Кореневская «Дождик», «Песенка», «Танец»

М.Крутицкий «Зима»

Д.Кабалевский «Ежик»

С.Майкапар «Дождик»

А.Руббах «Вальс», «Воробей»

Ю.Левитин «Пастушок»

К.Сорокин «Пастухи играют на свирели»

И.Филипп «Колыбельная»