практическая работа 1

Практическая работа № 1

На практике разработка ТЭО начинается с маркетинговых исследований. Это позволяет установить величины общего потенциала и общего объема рынка, развитие рынка (рост или сокращение), величины потенциала и объема сбыта, относящиеся непосредственно к проектируемому объекту. Определяется доля рынка объекта в натуральном и денежном измерении. Анализируется внешняя среда и факторы рынка, влияющие на проектируемый объект (его программу, ассортимент) и на конкурентов, производящих аналогичную продукцию.

Анализ рынка позволяет сформировать стратегические поля деятельности (СПД) будущего завода, как комбинации сегментов рынка (дифференцированных покупателей) с частями рынка (видами товаров предприятия). Эти данные являются основой производственной программы, то есть отвечают на вопросы: «что?», «сколько?», «когда?».

На этой же стадии проектирования проводится анализ конкурентов по их доле рынка, уровню инновации продукта и их слабым и сильным сторонам. Анализируются заказчики по их шансам развития в будущем, по финансовым возможностям.

Маркетинговый анализ на ранних стадиях проектирования позволит предприятию в перспективе проводить эффективную товарную, ценовую и распределительную политику, рекламу и работу с общественностью.

В ТЭО необходимо показать и оценить объем закупок сырья, на основании численности населения и его структуры, рассчитать совокупный денежный доход населения и его возможные затраты на покупку молочной продукции. Определить потребность населения в цельномолочной продукции. При выявлении излишков производства молока в сырьевой зоне следует разработать направления использования молока на масло, сыр (при наличии сыропригодного молока), консервированные молочные продукты.

Рассматривая возможность строительства молочного предприятия в данном населенном пункте следует указать на необходимость проведения инженерных изысканий, установления наличия дорог для доставки сырья, возможности снабжения энергоресурсами и т. п.

С учетом доходов населения и других возможностей спроектировать формы упаковки продукции по направлениям реализации.

Рассмотреть организационно-правовую форму – частное предприятие, ОАО, ООО, муниципальное предприятие и т. п.

Расчеты рекомендуется представить в виде табл. 1, 2.

Таблица 1

Расчет доходов населения и его затрат на молочную продукцию за год

Категория населения

Структура населения, %

Численность населения,тыс. чел.

Средне-годовой доход на 1 чел, руб.

Общая сумма доходов,

млн. руб.

Возможные

затраты на молочную продукцию,

млн. руб.

1

2

3

4

5

6

1. Дети

20

0,7 МРОТ 12

гр. 3 гр. 4

2. Пенсионеры

20

3. Активная часть

55

4. Безработные

5

1 МРОТ 12

ИТОГО:

100

В задании

До 20 % от гр. 5

П р и м е ч а н и е. Среднегодовой доход активного населения следует принимать по статистическим данным, для пенсионеров – 40…50 % от дохода работающих.

Таблица 2

Определение номенклатуры выпускаемой продукциии расчет мощности предприятия

Наименование

продукции

по видам

Норма пот-ребления про-дук-

та на

1 чел. в год, кг

Годовая потреб-ность

населе-

ния

в продукте, т

Коэф-фициент пере-

вода

продукции в молоко

Необхо-димый

объем молока

базисной жирности за год, т

Сменная

производственная мощность по видам продукции,т в смену

по объему переработки

молока

по выпуску готовой продукции

1

2

3

4

5

6

7

1. Цельномолочная продукция

– молоко

жирностью 3,2 %

жирностью 2,5 %

– диетпродукцияжирностью 3,2 %

– творог 9 %

– сметана и сливки жирностью 20 %

78

9838

10,3

10,4

гр.2

числен-ностьнасе-

ления

1,0

0,8

1,0

3,4

5,7

гр. 3

гр. 4

гр. 5 : С

гр. 3 : C

ИТОГО по п.1

2. На местное потребление

– масло 82,5 % – сыр

6,4

6,9

20

12

ИТОГО по пп. 1–2

3. Продукция на вывоз

– масло

– сыр

– молочные консервы

20

12

ИТОГО по п. 3

4. Дополнительная продукция– СОМ

– творог нежирный

– прочее

ИТОГО по п. 4

Далее следует определить номенклатуру продукции с использованием прил. 1.

Пояснения к расчету в табл. 1.2

1. Сменная производственная мощность предприятия по выработке продукции для местного потребления рассчитывается по формуле

Мсм = Аг.п С (т за смену),

где Аг.п – необходимый объем выработки продукции в год по видам, т; С – количество смен работы предприятия по выпуску данного вида продукта в течение года.

2. Годовое число смен работы предприятия по выпуску цельномолочной продукции – 600 (при мощности до 10 т перерабатываемого молока в смену – 300); сыра – 500; масла – 200–400 (по расчету); СОМ – 500 (на маслодельных заводах); молочных консервов – 650 (при 2,7 сменах в сутки).

3. Объем молока на производство жирной молочной продукции на вывоз по п. 3 определяется из остатка молока на производство продукции для местного населения и объема его заготовок (по заданию).

4. Сменная мощность по производству продукции на вывоз рассчитывается по формуле

Мсм = Ан : (Нр С),

где Ан – количество излишков молока после использования части его на местное потребление; Нр – норма расхода молока на единицу готовой продукции, т (условно принимаем, что коэффициент перевода готовой продукции в молоко равен норме расхода на единицу продукции).

5. При расчете следует учесть, что для лучшего использования оборудования сменная мощность (т в смену) должна быть близка к типовой, т. е. а) по выпуску масла: 1–2; 3,5–4; 7,5–8; 15; б) по выпуску сыра: 2,5–2,8; 5–6,5; 9–12.

6. Мощность цеха или завода по производству масла принимается по наиболее близкой к типовой мощности. Годовое число смен работы цеха по выпуску масла желательно принять в пределах 350–400.

Исходя из рассчитанной номенклатуры молочной продукции следует установить тип предприятия, который надо построить: (молочный завод; сыродельный завод; маслодельный завод; молочный комбинат; завод по производству СОМ с цехом масла и цельномолочной продукции).

При определении типа предприятия следует руководствоваться следующим принципом: если более 50 % молока используется на какой-либо вид продукта, то по названию данного продукта и следует называть предприятие. Например, на предприятии вырабатывается цельномолочная продукция и масло; при этом более 50 % молока используется на производство масла – маслодельный завод.

После определения основной номенклатуры выпуска продукции сразу же следует определить возможные направления использования так называемых отходов производства: обрата, сыворотки, пахты. Из них можно вырабатывать дополнительно обезжиренную продукцию для продажи населению, возврата сдатчикам по договорной цене в сыром или переработанном виде (на корм скоту), продажи на предприятия кондитерской и хлебопекарной промышленности по договорной цене.

При решении использовать отходы для выработки нежирной продукции следует учесть, что существующая норма потребления обезжиренной продукции – 12,3 кг в год на 1 человека (в пересчете на обрат).

Коэффициент перевода нежирной продукции в обрат: молоко, нежирные кисломолочные напитки – 1, творог нежирный – 7,5.