план конспект урока химия 8 класс Ковалентная связь

§10.Ковалентная связь

Цель урока: 1. Дать понятие о ковалентной химической связи.

2. научить обучающихся записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.

3. сформировать понятие о кратности ковалентной связи.

Оборудование: Тестовые задания по §9.

Ход урока.

Орг. Момент.

II. Актуализация знаний.

Тестовые задания по §9.

III. изучение новой темы.

Ковалентная связь.

– Итак, если встречаются атомы металла и неметалла, электроны от металла переходят к неметаллу, образуются ионы, а между ними – ионная связь.

-А как поведут себя атомы неметалла при взаимодействии?

Выпишем на доску формулы: О2, Н2, N2, F2.

- можно ли достичь 8 электронного завершенного уровня тем же способом через отдачу и принятие электронов?(нет, атомы совершенно одинаковы). Остается единственный способ сделать внешние электроны общими для обоих атомов.

2. Схема образования ковалентной связи.

Рассмотрим самый простой пример – атом водорода, у него на внешнем уровне 1ē, до завершения первого уровня ему не хватает 1 ē, но «отобрать» его у точно такого же атома водорода он не сможет, потому что электроны этих атомов с равной силой удерживаются ядром. Поэтому здесь будет другой механизм завершения внешнего энергетического уровня – обобществление электронов. Схематично это изображают так:

Эта схема обозначает, что общая электронная пара в равной степени принадлежит обоим атомам, то есть вокруг каждого атома вращаются 2 электрона, у каждого атома энергетический уровень завершен.

Число непарных электронов легко рассчитать по известной формуле 8-N, где N- номер группы, в которой расположен элемент. Другими словами, сколько электронов не хватает до завершения внешнего уровня, столько и непарных электронов в атоме.

Химическая связь, образованная электронными парами, называется ковалентной.

Одна общая электронная пара соответствует одной связи, такая связь называется простой, или одинарной. Так как каждый атом водорода с равной силой притягивает к себе электронную пару, связь называется неполярной ковалентной. Механизм обобществления электронов называется обменным.

Рассмотрим образование связи между молекулами фтора, кислорода, азота, следуя алгоритму:

1) Записать знак элемента. Определить по номеру группы число электронов на внешнем уровне.

2) Расставить по 4 сторонам по 1 электрону, оставшиеся электроны ставить по 1 (снизу по часовой стрелке).

3) В зеркальном отображении изобразить такой же атом.

4) Обвести собственные электроны атома и неспаренные электроны другого атома так, чтобы в комплекте оказалось 8ē. У второго атома – так же.

5) В общей обводке окажутся общие электронные пары.

По числу общих электронных пар определяется кратность связи (простая, двойная, тройная).

Существует также другой прием: записывать внешние электроны вокруг химического знака по четырем сторонам света вначале по одному, и лишь затем только спаривая их . Например

§ 10, упр. 2, 3, 4, 5.

Эти же электронные формулы можно изобразить в виде структурных формул.

Н – Н; F – F; О = О; N ≡ N.

Число общих электронных пар, которое может образовать атом, называется валентностью.

Валентность неметаллов определяется числом неспаренных электронов, которое можно вычислить так: 8 – номер группы.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Запишите схемы образования связи в молекулах О2, N2