нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Выступление на педсовете по теме: «Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся»

Отв. Антонова Т.А.

5.1. Матричный контроль

5.2. Викторина-зачёт

5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»

5.4. «Шайба» — зачет-игра по теме

5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения

5.6. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений

5.1. Матричный контроль

Матричный контроль — первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.

Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка ответов:

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

Контрольная матрица (ключ):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - отверстия, прорезанные в матрице для контроля правильных ответов.

Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний:

• достоинства

– экономия времени при проверке ответов учащихся;

– безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя;

• недостатки

– большие затраты времени на подготовку матриц и карточек;

– большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).

5.2. Викторина-зачет

Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.

Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):

•  за каждый полный ответ — 2 фишки;

•  за хорошее дополнение к ответу — 1 фишка.

В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.

Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки — четверку, 2 фишки — тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.

5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»

Эта форма зачета является промежуточной между коллективной системой контроля знаний и индивидуальным опросом.

Весь класс (по взаимным симпатиям) разбивается на две группы — команды; во главе каждой выбирается капитан. Группам дается 10-15 минут на то, чтобы сформулировать 10 вопросов по изученной теме. Каждая группа уединяется в противоположной части классной комнаты, чтобы потенциальный противник не подслушал вопросы.

По истечении отведенного времени начинается жеребьевка. Команда капитана, вытянувшая фишку, начинает задавать вопросы противнику. Если получен правильный ответ, этой группе засчитывается 2 балла (преподаватель фиксирует их на доске):

Команда

Баллы за ответы на вопросы

Всего баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ответ неполный, то команда, задающая вопросы, должна дополнить ответ сама, и тогда каждой группе засчитывается по 1 баллу.

Если же группа не смогла дать ответа на вопрос, противник отвечает сам, получает за ответ 2 балла и задает «слабакам» очередной вопрос.

Так продолжается до полного заполнения таблицы. Подводятся итоги. Если результаты близки, то победителям в журнал ставятся пятерки, потерпевшим поражение — четверки. Если же разница в сумме набранных баллов велика, проигравшим оценки вообще не выставляются и они должны отчитаться по этой теме перед преподавателем в консультационное время.

5.4. «Шайба» — зачет-игра по теме

Группа или класс делятся на две команды «хоккеистов» с одинаковым числом игроков. Выбираются капитаны команд, организующие интеллектуальную деятельность учащихся. Роль арбитра и комментатора берет на себя учитель.

Игра начинается с вбрасывания «шайб» (разноцветных кружков) арбитром для первой команды и оглашения вопросов (написанных на кружках).

Первыми включаются в игру «нападающие», им предлагается отразить шайбу, т. е. дать ответ на поставленный вопрос в течение одной минуты. В случае затруднения на помощь приходят «защитники». Время «мозговой атаки» продляется еще на полминуты, по истечении которых в игру включается вратарь. Общее время, отведенное на обдумывание вопроса и ответа, — не более 2 минут.

Вбрасывание «шайб» для второй команды производится по тем же правилам.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все «шайбы». Арбитр подводит итоги соревнования, сообщает количество отбитых и пропущенных «шайб» каждой команды, называет победителей.

Арбитру-учителю следует строго регламентировать время мозговой атаки. Если с задачей справляются только нападающие, команда получает льготное время, которое может использовать для ответа на другой вопрос. В случае нарушения правил команда получает «штрафное время». Оно компенсируется удалением с поля вратаря или сокращением времени мозговой атаки.

При формировании команд следует учитывать интеллектуальные возможности уроков, расположив их лесенкой. Самый эрудированный в области знаний предмета назначается вратарем. Первыми должны отвечать игроки и нападающие.

Выигравшая команда получает по «пятерке», проигравшая — по «четверке». Если проигравшая команда намного отстала от выигравшей, то им выставляются «тройки».

5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения

Методика В.Ф. Шаталова

Фамилии экзаменаторов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Петров А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванов А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затона А.Н.

 

 

 

 

 

 

 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст