Вода и её свойства

Конспект урока

По предмету «Природоведение»

В 9 «А» классе

Выполнила учитель Готовцева Е.А.

Тема урока «Вода и её свойства»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представления о свойствах воды.

Задачи

Образовательные:

-познакомить учащихся со свойствами воды в ходе проведения опытов

Коррекционные:

- расширять и уточнять активный и пассивный словарь учащихся

- развивать и коррегировать психические процессы: мышление,

- память,

- внимание

Воспитательные:

- поощрять положительные эмоции, активность при выполнении разнообразных игровых заданий.

- воспитывать культуру поведения и умение работать в коллективе

Оборудование урока:

ТСО: проектор, компьютер, экран, учебная презентация «Вода и ее свойства», выполненная в программе PowerPoint.

Оборудование, необходимое для проведения опытов, таблички со словарными словами.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся представлений.

3. Сообщение темы урока.

4. Проведение опытов.

5. Динамическая пауза

6. Закрепление полученных представлений о свойствах воды

7. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

Учитель: Какое сейчас время года?

Какое сегодня число? День недели? Запись на доске.

Учитель: Какой сейчас урок?

-Природоведение.

Учитель: Что мы изучаем на уроках природоведения?

-Природу.

Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке?

-О воздухе.

Учитель: Что мы узнали о воздухе?

—Где находится воздух?

—Какое значение имеет воздух?

—Как люди заботятся о чистоте воздуха?

-Воздух нужен, чтобы дышать

- Воздух нужен всему живому

2. Актуализация имеющихся представлений

Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение.

Послушайте его внимательно:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без неѐ нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без неѐ нам не прожить.

Учитель: О чём это стихотворение?

- О воде .

3. Правильно! Сегодня на уроке мы будем говорить о воде, проводить опыты и узнавать о еѐ свойствах.

Запись темы урока на доске, и включаю презентацию.

Слайд №1

Учитель: Ребята, приходилось ли вам видеть воду в природе?

-Да

- Где она находится?

- вморе…в реке….

—Для чего нужна вода?

Ответы учащихся.

- Чтобы пить

- Мыть руки

Учитель: Какие вы молодцы, вы уже так много знаете о воде.

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня мы познакомимся с некоторыми её свойствами.

Для этого мы будем проводить опыты.

4.Свойства воды.

1) Опыт№1 « Вода – жидкость»

1) Дать учащимся два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Попробуйте очень аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой

аккуратно перелить воду из одного в другой.

Учитель: Давид, льётся у тебя вода?

А у тебя, Ира, льётся вода?

Вода льётся , Глеб?

-Да

Учитель: А почему?

- Потому, что она жидкая.

Учитель: Да, вода жидкая, это – жидкость. Повторите это слово: жидкость.

На доске словарное слово, читаем.

Учитель: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Слайд №2

Совместно формулируем первое свойство воды:.

1. Вода — это жидкость, её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.

2. свойство — вода течёт.

Слайд №3

2) Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Учитель: Посмотрите, что стоит на столе?

- ответы детей: бутылка, стакан, ваза.

Все эти предметы можно назвать одним словом – сосуды

Работа со словарным словом на доске

Обратите внимание на форму этих сосудов.

Учащиеся отмечают, что форма у всех предметов разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

Учитель: А какой формы вода?

Ответы учащихся

А теперь воспользуемся сосудами, которые стоят на нашем столе.

Заполнение водой сосудов различной формы: круглая ваза, квадратная бутылка, прямоугольный стакан.

Учитель: Давайте нальём воду в один сосуд, а потом в другой. (заполняем сосуды с водой с помощью воронки). Посмотрите, что происходит с формой воды?

Слайд № 4

Совместно с учащимися формулируем следующее свойство воды:

3 . свойство — Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Учитель: Ребята, вы все хорошо работаете, немного устали, надо отдохнуть

Динамическая пауза №1:

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом! (бег)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем! (соединить руки над головой)

Учитель: Мы, подвигались, отдохнули, а теперь продолжим наши опыты.

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Учитель: Ребята, скажите, какого цвета вода?

- Ответы учащихся

На столе пустые стаканы, наливаем воду, Предлагаю опустить в стакан чайную ложку.

Учитель: – Что заметили?

Учащиеся высказывают своё мнение: в стакане с водой видна ложка. Вместе формулируем ещё одно свойство воды: чистая вода прозрачна. 

Слайд № 5

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Учитель Пробуем питьевую воду на вкус. Какая вода на вкус?

- Какой вкус у воды? Есть ли вкус у воды?

Ответы учащихся

Проведение опыта с лимоном (какой вкус у лимона? Попробуйте).

Добавить (выжать) немного лимонного сока в воду.

Дать попробовать учащимся

Какой стала вода на вкус?

Она стала кислой

Мы изменили вкус воды

У нас на столе соль (читаем надпись на пачке соли)

Учитель:.Какой вкус у соли?

- она солёная

- соль соленая

Предлагаю добавить в стаканы с чистой водой немного соли. Размешаем.

Учитель: Давайте попробуем эту воду на вкус (даю попробовать солёную воду чистыми пластиковыми ложками из стаканчиков)

Учитель: Какой стал вкус у воды? Что изменилось?

- Вода стала солёная

Учитель. Мы изменили вкус воды.

Совместно формулируем свойство воды: вода не имеет вкуса.

Слайд №6: вода не имеет вкуса. Вода принимает вкус того вещества, которое в него добавили

Опыт №5 «Вода – растворитель»

Учитель: Что произошло с солью? Вкус появился, а где соль, которую мы добавили в воду? Куда она исчезла?

-Она растворилась в воде

Мы растворили в воде соль. Вода растворитель.

На доске словарное слово растворитель, читаем, повторяем, запоминаем

Слайд №7

Вывод: Вода – растворитель

5.Динамическая пауза

Учитель: А теперь пришло время немного подвигаться.

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два (руки вперёд)

Звери у ручья напились, (наклон вперёд)

Влево — вправо наклонились (наклоны влево -вправо)

Вместе на носочки встали, (поднялись на носочки)

Тучку лапами достали, (руки вверх)

Дружно хлопнули в ладоши, (хлопки в ладоши)

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра (ходьба на месте)

За работу нам пора.

6. Закрепление полученных представлений о свойствах воды

Слайд № 8

Учитель: Давайте вспомним, о каких свойствах воды мы узнали?

Ответы учащихся.

Мы узнали, что вода – это…жидкость, поэтому она льётся, течёт, она течёт… в реке, она течёт… из крана

Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают

Вода…прозрачная

У воды нет… вкуса

Вода… растворитель

Учитель: А теперь немного поиграем. Я раздам вам каждому по карточке. Определите свойство воды на карточке.

Подгруппа с достаточным уровнем подготовки выполняет самостоятельно, с низким уровнем – совместно с учителем.

Домашнее задание: найти воду на изображениях и раскрасить голубым карандашом.

7. Учитель: Ребята, о чём мы узнали сегодня на уроке?

- о воде и ее свойствах.

Учитель: Сегодня все активно работали на уроке, молодцы

Оценку 5 получают… Приготовьте свои дневники

. Всем спасибо за работу на уроке.

Слайд № 9