использование в учебно воспитательном процессе технологии здоровьесбережения

«Школа территория здоровья»

Использование в учебно-воспитательном процессе технологии здоровьесбережения.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесбережение выступает как одна из задач целостного образовательного процесса:

медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог- медицинский работник- ученик);

физкультурно- оздоровительной (отдаётся приоритет знаниям физкультурной направленности);

экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии- это набор психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий и подходов, плюс постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Учебно- образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, при условии реализации используемой педагогической системы если решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребёнок — практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление- не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально- дифференцированный подход- основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающей здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс- диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Это основные положения определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принципы сознательности и активности- нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно- воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!»- одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.

Принцип допустимости и индивидуальности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа допустимости и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетания высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.

Принцип активного обучения , заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой- призывает настойчиво приучать учащихся принимать свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы;

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относят:

физические упражнения; физкультминутки и «подвижные перемены»;

эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний для бодрости);

лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой);

массаж; самомассаж;

Использование оздоровительных сил природы — это проведение занятий на свежем воздухе, что способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. Учёт влияния метеорологических условий ( солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определённые биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год- в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников); возможно привнесение в жизнь школы новых элементов- фитобары, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья, и стимулирующие развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (частота тела, частота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах ; ограничение предельного уровня учебной нагрузке во избежание переутомления.

МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов : специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления)

общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

В структуре метода выявляют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом, защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии и др. ); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Одним из методов здоровьесберегающей педагогике можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и тоже время, утром сразу после сна, затем вечером перед сном. При характеристике данных наблюдений учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушении образа жизни. Самочувствие — чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил. В дневнике записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности наличие интереса к выполняемой работе); плохое наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции. Сон- имеет исключительное значение для поддерживания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека,. Он предупреждает истощение жизненных клеток, создаёт условия для восстановления их работоспособности. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижает работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследований установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учёбе. Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9- 10 часов. В жизни школьника важное значение имеет организация сна. В дневнике отмечают: вечером, перед сном- устал \ не устал, переутомился, на следующий день- усталости нет, осталось чувство усталости и т. п. В дневнике записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое. В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует. Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневнике записывают: повышенная, обычная, пониженная.

Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогике

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесбережения ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение включает в себя:

-передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию компетенций в здоровьесбережении;

-создание условий чтобы ребенок мог отличать признаки здорового образа жизни, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам сохранить и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

Весь процесс обучения включает в себя три этапа :

1. Этап начального представления с основными понятиями.

Цель — укрепить у ученика имеющиеся первоначальные основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные правила:

· Сформировать смысловое представление и создать элементарные навыки о правилах здоровьесбережения.

· Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

· Предупредить не понимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочерёдно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Всё это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоений правил здоровьесбережения.

2. Этап углублённого изучения.

Цель- сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

· Уточнить представления об элементарных правилах здоровьесбережения.

· Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Данные задачи могут решать одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублённо познавать основы здоровьесбережения. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершения.

Цель- умение перевести навык, обладающий возможностью в его целевое использование.

Основные задачи:

· Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

· Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

· Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА:

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используются различные методы и приёмы:

практический метод, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, воспитательные, просветительские программы.

Средства выбираются в соответствии с конкретными условиями работы, это могут быть:

элементарные движения во время занятия; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «минутки покоя»;

различные виды гимнастики: оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная (для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

самомассаж;

элементы ароматерапии, музыкотерапия (аудиоподдержка урока);

спортивно-оздоровительные мероприятия, тематические праздники здоровья.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Для выполнения активизации детей я использую «подвижные карточки» с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Режим динамических поз в среднем звене (без использования специальной мебели — конторок) осуществляется следующим образом. Периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) переводить детей из положения, сидя, в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение, стоя в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

В связи с этим, учебные занятия я провожу в режиме смены динамических поз: в начале и в конце урока меняется поза детей (сидя-стоя), т.е. при устном повторении или обобщении материала, дети встают на 2–3 минуты и работают на уроке стоя. При этом сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

При устной фронтальной работе я использую мяч. Задавая вопрос, я бросаю мяч тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой организации сосредотачивается внимание каждого ученика, т.к. он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является активизация познавательной деятельности, развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.

Практический опыт убедил меня в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке.

Использование оздоровительной системы именуемой «физминутками» позволило снизить уровень острых респираторных заболеваний (в прошлом году в моём классе болело ОРЗ 15 человек, в этом году только 4 человека) ,остановить процесс ухудшения зрения (за этот год не выявлено ни одного ребёнка со сниженным зрением), нет прогрессии детей с нарушением осанки. Следовательно, использование точечного массажа, упражнений на различные группы мышц , релаксация, дыхание по методике А.Н.Стрельниковой , тренировочный комплекс для зрения повышают уровень физического и психического здоровья детей.

Как бороться с усталостью и переутомлением на уроках.

Дети часто жалуются на слабость , утомляемость , нервозность .Это происходит из-за нарушения обмена веществ , глубокого дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Помогите им успешно работать на уроке, сделайте урок лёгким , превратите его из утомительного занятия в радостное постижение мира ,в поле положительных эмоций . Для начала предлагаю снять утомление и с себя и ребят с помощью простых упражнений . Ребята назвали их «оживлялки». Это- средство быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только заметите первые признаки неблагополучия – применяйте их!

Оживлялка № 1 Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите , сдавите изо всех сил основание ладоней , чтобы руки задрожали напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и подтянитесь вверх. Как будто вы опираясь о руки выглядываете из окна. Всего 10-15сек. — и стало жарко. Повторите 3 раза.

Оживлялка № 2 Сложите руки в замок , обхватите ими затылок , направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно, так , чтобы было приятно 10-15 сек.

Оживлялка № 3 Сделайте массаж биологически активных зон.

Первая зона начинается от средней линии уровня груди до «яремной» ямки. Массируйте эту дорожку с усилием, снизу вверх по спирали не отрывая пальцев ,можно пройти её несколько раз. Отдельно легонько — ямку .

Вторая на шее, под челюстями справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.

Третья –возвышениями больших пальцев- быстро разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом.

Четвертая — середина лба «третий глаз».Положите три пальца на лоб всей плоскостью и , мягко надавливая ,массируйте, пока не почувствуете под рукой углубление.

Массаж рук. «Моем кисти рук». Трём ладошки до ощущения сильного тепла ,надавливая каждый палец.

Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием , восстанавливает силы и работоспособность. Теперь вы будете видеть невидимое, и слышать неслышимое! Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться. Помните, смеются победители! Вот сейчас вы можете передать детям самую главную мысль урока и она будет принята и усвоена.

Правильное дыхание по методу А.Н.Стрельниковой.

Часто люди не задумываются над тем как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом ,а так же ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и очень важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. Со своими детьми на физминутках и «подвижных переменах» мы дышим по методике А.Н.Стрельниковой. Короткий вдох делается через нос. Он должен быть шумным , активным, но не глубоким. При вдохе язык поднимается к нёбу, крылья носа сжимаются, максимально прижимаясь к носовой перегородке. Плечи на вдохе должны не подниматься, а наоборот – опускаться вниз. Выдох происходи самопроизвольно. Счёт вдохов- движений производится до 8 раз.

Упражнения– «Повороты».

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподняты , руки опущены. Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимальный шумный вдох.

Упражнение« Малый маятник»

Исходное положение : ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Наклоняем голову вниз- делаем короткий шумный вдох носом. Поднимаем голову вверх и также делаем короткий, максимально шумный выдох.

Упражнение«Кошка»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, спина прямая руки опущены. Слегка приседаем сгибаем в локтях руки , касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваем вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делаем хватательные движения обеими кистями на уровне пояса то же самое в другую сторону 8 раз.

Упражнения для снятия напряжения глаз.

Учебный труд школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата . У детей врождённая близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся уже на втором году обучения в школе. На развитие близорукости оказывает целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся ,наличием ,перенесённых заболеваний и.т.д.

Комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко.

В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Выполняю с детьми упражнения по схеме зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёр В.Ф.Базарного)

Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно его размещение на стене или плакате. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

• наружный овал – красным;

• внутренний овал – зеленым;

• «крест» – золотисто-коричневым;

• «восьмерка» – ярко-голубым.

Дети периодически становятся в центре под или перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы.

Тренажер зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного.

Использованная литература:

Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980

Бедрина М. А. Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе

жизни // По материалам Ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование –

Поволжскому округу, 2008 г.»;

Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

Буцинская П.П, Лескова Г.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» Издательство: Просвещение;1990

Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

Корнева И. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях

Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989;

Кириллова Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Издательство:Детство-Пресс

Кирилова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижные игры на свежем воздухе с 3 до 7 лет. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие для педагогов. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. — Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009

Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В. Нестерова. — Волгоград: Учитель, 2005.

Соловьева Н.И Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии.– М.:АРКТИ, 2003.

Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А.Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/

http://pedsovet.org/forum;

www.referats.net;