деловая игра Дебаты

Ход деловой игры «Дебаты»

 

Здоровье как категория человеческого бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни. «Здоровье – не все, но все остальное без здоровья – ничто», сказал древнегреческий философ Сократ.   Если о других жизненных ценностях (образование, быт, материальное благополучие) во всем мире люди вынуждены заботиться одинаково, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры. К сожалению, в нашей стране здоровье воспринимается как данность, а при нарушении здоровья ответственность за его восстановление   принято возлагать на других, например, на государство. В этом плане на образование, как на единственно целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психического, физического и нравственного   здоровья подрастающего населения страны. Может это и не лишено смысла, так как именно в школе ребенок проводит 70% жизненного времени в течение

10-11 лет.

В последние годы много говорят об отрицательном влиянии школы на здоровье учащихся, но при этом забывают, что 20% детей уже приходят в школу с нарушениями здоровья.

С другой стороны, нужно признать справедливым упрек, что, несмотря на социальные проблемы, экологические вредности, генетические отягощенности, все же 30-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой.

Выявляется противоречие: мы боремся за качество образования, но это оборачивается ухудшением здоровья учащихся. Поэтому сам собой напрашивается вывод, что   школе необходима здоровьесберегающая организация учебного процесса.

 Очень серьезно к проблеме здорового ребенка наш педагогический коллектив обратился в начале 90-х годов, именно тогда мы поняли, чтобы школьники были здоровы душой и телом, необходимы и достаточны условия, которые называют «тремя китами здоровья»:

Здоровье школьной среды;

Здоровье образовательного процесса;

Здоровье школьного сообщества.

С тех пор вопросы, касающиеся здоровья наших обучающихся, являются для нас приоритетными.

 

Предоставляю слово команде учителей, они попытаются доказать, что в нашей школе создана здоровая образовательная среда.

 

Слово оппонентам. Вы можете задать уточняющие вопросы. На это вам дается 1,5 минуты.

 

Слово передаю команде старшеклассников, они постараются доказать обратную точку зрения.

 

Вопросы задает команда учителей. У вас на это тоже 1,5 минуты.

 

Школа – это не только здание, где ребенок проводит достаточно много времени, но это, прежде всего учебный процесс, который является для ученика главным видом деятельности. Поэтому второй кит — это здоровье образовательного   процесса. Есть факторы, не требующие материальных затрат, но соблюдение их необходимо в школе: расписание уроков, режим дня, сбалансированность учебной нагрузки, правильное рассаживание детей, физкультурные паузы.

 

Команда педагогов доказывает свой аргумент в пользу того, что у нас учебный процесс организован без ущерба здоровью учащихся.

 

Вопросы соперников.

 

Команда учеников приводит доказательства того, что учебные занятия в нашей школе наносят ущерб их здоровью.

 

Вопросы соперников.

 

Вы не задумывались над вопросом, почему наш народ – некогда один самых здоровых народов планеты – стал сегодня одним из самых больных? Для здоровья важно не только, чем человек дышит, в каких условиях живет, чего и сколько ест. (Пример с солдатами на фронте)

Здоровье   — категория педагогическая.

Чтобы быть здоровым, надо вести здоровый образ жизни. Обратите внимание на семь составляющих, соблюдение которых он предполагает.

 

Предоставляется возможность учителям доказать, что в нашей школе есть возможность организовать активный и полезный досуг.

 

А теперь команда соперников имеет возможность доказать, что у нас не используется воспитательный потенциал школьного сообщества.

 

Задача сохранения и укрепления здоровья школьников – одна из важных проблем педагогики. Ведь «здоровье – это не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие» (Устав ВОЗ). Поэтому забота о здоровье школьников не должна быть однобокой: мало изучать статистику детской заболеваемости, проводить медицинскую профилактику, расширять валеологические компоненты учебного процесса, добавлять уроки физкультуры. Надо учить детей, родителей, да и самим педагогам учиться правильно оздоравливаться. И сейчас будет вполне логично перефразировать известную   русскую поговорку «Здоровый дух делает здоровым и тело».

Правы обе команды, доказывая свои точки зрения: в нашей школе созданы все условия, для сохранения и укрепления здоровья учащихся, но мы (педагоги и дети) не в полную меру используем потенциал окружающей среды, педагогов, родителей и общественности для того, чтобы дети, обучаясь в нашей школе, не только не губили, но и приумножали свое здоровье.