гос и мун Ф

ВведениеАктуальность, цели и задачи настоящей контрольной работы обусловлены следующими теоретическими и практическими положениями.К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.Таким образом, целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и методов. Поэтому в контрольной поставлены следующие задачи:- охарактеризовать понятие и назначение финансового контроля;- назвать виды финансового контроля и их основные этапы;- перечислить формы и методы финансового контроля;- определить состав, задачи, функции, права и обязанности органов финансового контроля.

1. Понятие, назначение и виды финансового контроляСовременный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.Финансовый контроль – регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля [3, с. 288].Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности [3, с. 288].Основными задачами финансового контроля являются:- контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов;- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;- обеспечение сохранности государственной собственности [3, с. 289].Объектом финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода.Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации продукции, себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение [3, с. 289].Финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений [3, с. 289].Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном и уголовном порядке.Финансовый контроль применяется во всех сферах народного хозяйства.Субъектами финансового контроля выступают организации, наделенные правом финансового контроля [3, с. 289].В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:- государственный (проводится государственными органами);- ведомственный (проводится контрольными подразделениями министерств);- внутрихозяйственный (внутрифирменный);- негосударственный (аудиторский).Классификации видов финансового контроля приведена на рис. 1 [3, с. 290]. 2. Финансовый контрольРис. 1 – Классификация видов и методов финансового контроляПо объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный.Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.Задача контроля при составлении проекта бюджета состоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании бюджетных средств [3, с. 291].Налоговый контроль – часть финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед государством. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения [3, с. 291].Таможенный контроль имеет целью обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ [3, с. 291].Валютный контроль имеет целью обеспечить экономическую безопасность страны: соблюдение действующего законодательства о валютных операциях [3, с. 291].Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предприятий отрасли. Способствует выявлению внутренних финансовых резервов и соблюдению налогового законодательства [3, с. 291].

 2. Формы и методы финансового контроляВ соответствии с БК РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:1. Предварительный;2. Текущий;3. Последующий.Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др. [3, с. 292].Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов [3, с. 292].Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях [3, с. 292].Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

 Наблюдение (мониторинг) – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями. Например, наблюдение за использованием выданной ссуды, наблюдение за финансовым состоянием предприятия-клиента.Наблюдение может быть по одному или нескольким показателям деятельности организации [3, с. 293].Обследование в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование [3, с. 293].Проверка финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.Проверки финансовой деятельности могут осуществляться государственными, ведомственными и внутрихозяйственными органами контроля.Результаты проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки [3, с. 293].В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капитала.При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.) [3, с. 293].Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.Плановые ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике [3, с. 294].Надзор проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, за соблюдением нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор – за страховыми фирмами [3, с. 294].

3. Органы финансового контроля, их задачи и функции

Контроль за соблюдением законности в сфере бюджетной и налоговой деятельности, а также за общим состоянием финансов в государстве служит важнейшим инструментом государственного управления. Основы государственного финансового регулирования в РФ находят отражение в комплексе законодательных актов и программных документов, принятых на федеральном уровне и подписанных Президентом РФ [1, с. 700].Специализированной структурой в Администрации Президента РФ и ее самостоятельным подразделением, осуществляющим финансовый контроль, является Главное контрольное управление Президента РФ. Его основными функциями являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, включая финансовые аспекты деятельности. На Главное управление возложено решение задач по организации контроля и проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; координация деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президентом РФ в федеральном округе по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ [1, с.701].Осуществляя бюджетный контроль, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимые сопроводительные материалы к проекту закона о бюджете. В ходе исполнения бюджета они могут получать от органов, исполняющих бюджеты, необходимую оперативную информацию, по окончании финансового года утверждать или не утверждать отчет об исполнении бюджета [1, с.702].Федеральное собрание (Парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – в части бюджетного контроля рассматривает в обязательном порядке законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютно-кредитного и таможенного регулирования. Для осуществления постоянного государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета Федеральным Собранием образован специальный орган – Счетная палата РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определены федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации». Задачами Счетной палаты являются:- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом;- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий [1, с.703].В процессе реализации этих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.В случаях выявления хищений, а также других злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверок в правоохранительные органы. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата по согласованию с Государственной Думой вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации [1, с. 704].В настоящее время самостоятельные контрольно-счетные органы, имеющие статус юридического лица, созданы в 35 субъектах РФ. В 32 регионах образованы контрольно-счетные органы, являющиеся структурными подразделениями органов законодательной власти. В 22 субъектах РФ контрольно-счетные органы отсутствуют.Особое место в осуществлении государственного финансового контроля органами исполнительной власти занимает  Министерство финансов РФ и его региональные структуры. На Минфин РФ возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности при составлении и рассмотрении консолидированного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных средств, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различной формы собственности и ведомственной принадлежности.Основными задачами Министерства финансов РФ являются:- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;- разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;- разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом [1, с. 705].Подразделением Министерства финансов РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции возложенные на него функции государственного финансового контроля, является Департамент государственного финансового контроля и аудита. Свою деятельность он осуществляет на основании Положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 марта 1998 г. № 53. Основными задачами Департамента являются: осуществление в пределах своей компетенции государтсвенного финансового контроля; обеспечение методологии проведения аудита в РФ (кроме аудита в банковской системе).Департамент государственного финансового контроля и аудита выполняет следующие основные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и контроль за организацией этой деятельности; участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ и др. [1, с. 706].Подразделениями, контролирующими исполнение федерального бюджета в регионах, являются контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Они работают в тесном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства. Порядок их взаимодействия по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок регламентирован Приказом Минфина РФ от 28 декабря 1998 г. № 265.Органы государственного управления финансами в регионах (департаменты, комитеты, управления и др.) в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для этих целей могут быть созданы специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы). Контрольные функции также выполняют другие управления и отделы по своим сферам деятельности [1, с. 707].Еще одним управлением Минфина РФ, наделенным широкими полномочиями по контролю за полнотой поступления, целевым и экономным расходованием бюджетных средств, является  Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы на местах. Деятельность органов казначейства регулируется Положением о Федеральном казначействе РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Среди основных задач казначейства можно выделить контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и контроль за поступлением средств государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет функции по организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы; организует распределение доходов между бюджетами различных уровней в соответствии с установленными нормативами; организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов; представляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по исполнению федерального бюджета, состоянию бюджетной системы РФ, о федеральных внебюджетных фондах, обеспечивает совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга и др. [1, с. 707].В соответствии со ст. 215 БК РФ в РФ устанавливается казначейская система исполнения бюджетов. В регионах также создаются соответствующие подразделения для организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.Для формирования доходной части бюджета в РФ созданы и функционируют органы государственного налогового контроля. К налоговым органам в РФ относятся Министерство по налогам и сборам РФ и органы Государственного таможенного комитета РФ. Министерство по налогам и сборам РФ представляет собой единую, централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды [1, с. 709]. Государственный таможенный комитет РФ является центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на НДС, акцизы на ввозимые и вывозимые товары и таможенную пошлину. Права и обязанности таможенных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную территорию РФ идентичны правам и обязанностям налоговых органов [1, с. 710].В проведении бюджетного контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления органов исполнительной власти, которые осуществляют ведомственный контроль за рациональным, эффективным и целевым использованием государственных средств и государственной собственности. Ведомственный контроль распространяется на государственные унитарные предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчиненности соответствующих министерств и ведомств.Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций; соблюдение финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием средств, полученных от главных распорядителей бюджетных средств; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей и т.д. [1, с. 711].Работниками финансово-бухгалтерских служб предприятий, учреждений и организаций осуществляется внутрихозяйственный контроль их деятельности. Главный бухгалтер обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего субъекта хозяйствования, с тем чтобы исключить возможность образования недостач, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей, хищений. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения платежей в бюджет [1, с. 711].Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в практике широко используется аудиторский контроль, который представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. Аудиторский контроль информирует заказчиков аудита о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и помогает ему выйти на качественно новый уровень развития, избежать многих проблем во взаимоотношении с государственными органами и в конечном итоге успешно выполнить свои задачи и функции [1, с. 711].На федеральном уровне структура государственного финансового контроля РФ выглядит следующим образом: (рис.2); [2. c, 508].

Рис. 2 – Структура государственного финансового контроля в РФ

Заключение

Цель данной контрольной работы, а именно изучение темы «Государственный и муниципальный финансовый контроль» была реализована в полном объеме. В результате изучения было охарактеризовано понятие и назначение финансового контроля, названы его виды и их основные этапы. Перечислены формы и методы финансового контроля. Кроме того, определены состав, задачи, функции, права и обязанности органов бюджетного контроля. 

Литература

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838 с. 2. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации.: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 568 с.3. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 308 с.4. БК РФ5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации».6. Положение о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 31 марта 1998 г. № 53.7. Положение о Федеральном казначействе РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864.