аналитический отчет воспитателя коррекционной школы интернат

Анализ условий воспитательного процесса.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.

Основные направления создания воспитательной среды:

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр.; — разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития информирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия).

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строю на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности для младшего школьного возраста:

Мотивы:

Потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

Настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;

Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

Игра в её наиболее развитой форме: предметная, сюжетно – ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребёнка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;

Учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми.

Результаты, полученные за период с 2006-2011 у.г., позволили мне сделать вывод о том, что решение проблемы создание условий для формирования социально – коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности, на достаточном уровне.

Диагностико-аналитическая деятельность совместно со специалистами школы дает мне возможность своевременно выявлять отклонения в развитии детей и систематически отслеживать личные достижения учащихся во внеурочной деятельности.

В своей деятельности использую современные педагогические технологии:

Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);

Личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская);

Игровые технологии (Шмаков);

Технология КТД (Иванов);

Здоровьесберегающие технологии

Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);

Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).

Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги, моделирование ситуаций, КТД.

Воспитательную работу я строю по пяти основным направлениям:

Основы социализации и общения:

- познавательная деятельность;

- нравственно-правовая деятельность, ценностно – ориентационная, экологическая деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях, занятия по ППБ, ПДД, ОБЖ, самоорганизация;

- посещение музея, библиотек;

- нормы внешнего вида, правила этики.

Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

Трудовое воспитание:

- трудовая, общественно-полезная деятельность;

- самообслуживание, совместные творческие дела, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе.

Эстетическое воспитание:

- творческая деятельность, участие в творческих конкурсах, посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города;

- художественно – эстетическая деятельность – оформление и дизайн класса, школы, участие в проведении праздников;

- участие в кружках дополнительного образования;

- участие в школьных, районных концертах, смотрах, конкурсах;

- приобщение к музыке, к культуре, посещение музыкальных концертов;

Моя работа, как воспитателя направлена на результат развития и воспитанности детей. В процессе педагогической деятельности мною отслеживалась эффективность воспитательного процесса по параметрам:

- уровень воспитанности (отслеживается и заносятся данные в таблицу по показателям, предложенные ШМО воспитателей)

- уровень познавательных интересов (данные оформляются графически по годам)

- уровень физического, познавательно-речевого, социально-личностного,художественно-эстетического развития группы (данные заносятся в таблицу по показателям, предложенные психологом и коррекционным. завучем)

Мониторинг детей провожу 2 раза в год .

Входная диагностика помогает определить начальное, первичное состояние проблемы

Итоговая – позволяет определить эффективность и результативность моей профессионально деятельности.

Организовывая воспитательный процесс, создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности стремилась к сочетанию обучения,

воспитания и коррекции воспитанников. Для воспитанников была создана воспитывающая среда, которая имела общеразвивающее значение и носила коррекционную направленность, т.к. отвечала поставленным задачам.

В практической деятельности соблюдаю нормы и правила профессиональной этики. В специальной коррекционной школе важно не навредить социальному, нравственному здоровью детей. Для этого я создавала благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, уважала личность каждого ребенка, использовала бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он не был.

В межаттестационный период повышала уровень моей профессиональной компетентности в процессе саморазвития и самосовершенствования:

На курсах:

ГОУ СИПКРО Самарской области, по программе «Образовательные ресурсы виртуальной обучающей среды Mooble», 2010 г.;

Центр специального образования Самарской области, по программе «Социальное воспитание и обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении», 2009 г.;

ГОУ СИПКРО Самарской области , по именному образовательному чеку по программам:

Комплексно ориентированный подход в воспитании, 2007 г;

ИКТ в образовательном процессе, 2007 г.;

Теоритические и практические аспекты воспитательно – коррекционной работы в СКОУ, 2007 г.;

Формирование и развитие системы патриотического воспитания школьников и учащейся молодёжи, 2011 г

с 2008г по 2012 год руковожу ШМО воспитателей;

Являюсь активным участником образовательных порталов, в которых регулярно делюсь с опытом работы и выкладываю методический материал по коррекционной работе:

http://www.openclass.ru/node/263805

http://www.numi.ru/index.php

http://metodisty.ru/m/files/albums/my/main/

http://nsportal.ru/nasyrova-gulnara-rashitovna

http://www.prodlenka.org/metodichka/mypage.html

http://www.proshkolu.ru/user/Gulnarka77/

http://www.zavuch.info/metodichka

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=155758

http://pedsovet.org/forum/member92446.html

http://metodsovet.su/index/8

в системе ucoz.ru зарегистрирован мой личный сайт воспитателя коррекционной школы по адресу — http://www.gulnarabliznec/ucoz.ru/.

Анализ результатов деятельности, условий их получения показывает положительную тенденцию в организации коррекционно-развивающей работы с целью формирования социально – коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности. Положительные результаты позволяют сделать вывод о достаточном уровне моего профессионализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В аналитическом отчете я проанализировала и оценила результаты своей профессиональной деятельности, условия их получения.

Подводя итог анализу своей профессиональной деятельности, прихожу к выводу, что в целом, воспитательная работа имела положительную направленность, отвечала целям и задачам, названным ранее.

В результате выполнении намеченных действий, реализации учебных, воспитательных и научно – методических задач, достигнутая за счет правильного использования различных педагогических и коррекционных приемов, внедрения современных педагогических технологий и использованием разнообразных форм воспитательной работы, можно констатировать следующее:

положительная динамика наблюдается в уровне воспитанности;

положительная динамика наблюдается в уровне межличностных отношений у 80% воспитанников: не вступают в конфликты со взрослыми, могут избежать конфликтные ситуации;

100% воспитанников развивают творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования школы;

воспитанники группы принимают участие в предметных неделях, активно участвуют в КТД группы, школы, района;

Анализ динамики результата воспитанности по трём составляющим, образовательных и личных достижений, уровень межличностных отношений воспитанников свидетельствуют о благоприятных изменениях, положительной динамике качества образования. Эффективность собственной деятельности я определила, как достаточную.

Список литературы

Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» — «Воспитание школьника», 2001

«Воспитательная работа с учащимися в современных условиях» — Методические рекомендации под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994.

«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И., Москва, 2001.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., Педагогика, 1987.

Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» — Учебное пособие, Екатеринбург 2001.

Карпова Г. А. «Методическая диагностика взаимоотношений Учитель — Ученик» — Екатеринбург, 1997.

Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций» — Екатеринбург, 1998.

Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения» — Екатеринбург, 1998.

Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » — Екатеринбург, 2000.

Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника» — Екатеринбург, 1997.

Селевко Г.К., Селевко А.Г. «Социально-воспитательные технологии», «Народное образование», М., 2002.

Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» — Москва, 2001.

Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» — Москва, 2000

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», ТЦ «Сфера», М., 2005.

Шилова М. И. «Учителю о воспитанности школьников» — Москва, 1990.



"
"

Страницы: 1 | 2 | Весь текст