Внеклассное мероприятие по произвидению Тютчева

Внеклассное мероприятие по литературе .

Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим…»

Класс:10

Оборудование : портреты Ф.И. Тютчева , портреты четырех героинь, слайд- шоу , проектор

Цель: познакомить учащихся с «музами» поэта, дать более полный поэтический портрет Тютчева

1.Учитель: Тема нашего урока заключается в строках Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» Речь пойдет о женщинах, чьи имена неразрывно связанны с судьбой поэта , о тех, благодаря которым появились бессмертные лирические строки, навсегда вошедшие в сокровищницу русской классической литературы, строки о великом чувстве, которые всем вам предстоит испытать. Любовная поэзия Тютчева- это целая повесть , в которой есть свои прологи и начала , взрывы и кульминации, хаотические брожения душу и гармонические разрешения. Наконец, есть свои эпилоги .

Первое женское имя, которое прозвучит сегодня на уроке- Амалия фон Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, та самая Амалия, которой посвящено знаменитое тютчевское « Я встретил вас- все былое…»(звучит романс) и другие стихотворения, носящие название «мюнхенского» цикла.

Кто же она, чем пленила юная девушка сердце русского дипломата? (доклад об Амалии фон Лерхенфельд подготовленного ученика)

Учитель: Одно из стихотворений « Я помню время золотое…» было посвящено 16-летней Амалии, и спустя почти 40 лет ей же посвящено стихотворение « Я встретил вас…»

2. Сопоставительный текстуальный анализ двух стихотворений ( на каждый парте текст стихотворений)

Беседа по вопросам

а) Каковы ключевые образы в этих стихотворениях? Как они связаны? ( в первом это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором- это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его облик- важна его внутренняя духовная жизнь)

б) Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?

в) Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?

г) какие художественные средства использует автор в тексте второго стихотворения? С какой целью? ( анафоры, синтаксический параллелизм )

д)какое из двух стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте.

Следующее имя- ЭЛЕОНОРА ТЮТЧЕВА (доклад)

3) Вечным апрелем называли дочери Тютчева Эрнестину, как вы думаете, какой смысл вложен в эти слова- вечный апрель (доклад ученика)

Эрнестине посвящено множество стихотворений: «Восток белел, ладья катилась…», «Не знаю я ,коснётся ль благодать…», «В душном воздухе молчанье…», а одно из стихотворений, посвященное Эрнестине , написано на французском языке (звучит стихотворение в оригинале)

4.Учитель: Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта,- писал его биограф , — нам известно только четыре имени: Амалия, Элеонора, Эрнестина и Елена. Три иностранные имени и только одно русское! Но это единственно русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое значительное в его лирике. (доклад о Елене Денисьевой).

Вывод: Итак ,главное, что увидел и высоко оценил в женщине, — это силу чувства. Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство, несущие человеку страдание и счастье, « поединок роковой» двух сердец.

Домашнее задание: Сочинение -миниатюра « О чем бы я хотел(а) поговорить с Ф.И.Тютчевым