Элективный курс ХИМИЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Современные пигменты для получения окрашенных стекол./ Химический состав современных окрашенных стекол./ Витражи и мозаики ХХ-ХХ1 столетий.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 9.Свойства оксидов; 10. .Приготовление и применение раствора для травления стекла; 11. Получение легкоплавких стекол

Демонстрации: 1. Приготовление легкоплавкого стекла; 2. Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих сырьем в производстве стекла; 3. Устройство тигля для приготовления хрустального стекла; 4. Образцы стеклянных и хрустальных изделий, искусственных полудрагоценных камней; Опыты по восстановлению соединений железа (111).

Лабораторные опыты: 1. Получение кремниевой кислоты и опыты с ней; 2. Опыты по восстановлению соединений железа (111).

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Игра «Химические крестики-нолики»; Выставка реферативно-графических работ (РГР) учащихся. Подготовленных в результате выполнения творческих заданий; дидактическая игра Большой аукцион «Стекло в музее и моем доме».

^ Тема 6. Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика ( 7 час.)

Состав, строение, свойства и аллотропия кремния, /его важнейшие соединения/. Алюмосиликаты, их состав и свойства / Структура/.

Определение керамики и классификация керамических изделий. Художественные и бытовые изделия из керамики. Черепок и его свойства.

Сырье для производства различных видов керамики. Обзорная характеристика состава глинистых материалов. Каолин. Клинописные таблички Вавилона. Библиотека царя Ашшурбанипала.

Обливная керамика. Химический состав глазурей. Терракота. Греческая мелкая пластика. Танагрские терракоты.

Фаянс, майолика, «сельские глины» Бернара Палисси. Работы Палисси в области сельского хозяйства (разработка удобрений).

Физико-химические процессы, происходящие при обжиге керамических масс.

Сравнение их с процессами, происходящими при варке стекла.

Китайский фарфор — дар природы. Особенности китайской технологии изготовления фарфора. Фарфор Й.Бетгера и Д.Виноградова. / Наиболее важные особенности подготовки сырья и современной технологии производства фарфоровых изделий ( включая формовку и отливку)/.

Состав материалов, свойства, особенности подглазурной и надглазурной росписи. /Химические особенности технологии/. Восстановительный и окислительный обжиги.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 12. Физические свойства черепка керамики разных типов.

Демонстрации: образцы алюмосиликатов, изделия из керамики, изменение окраски солей хрома в различных средах.

Лабораторные опыты: рассмотрение черепков керамических изделий разных типов; анализ дефектов на фарфоровом изделии

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: дидактические игры: «Музей керамики»; «Большой аукцион изделий из керамики»

Тема 7. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи.

Структура живописного полотна: основа, грунт, красочный слой, закрепляющие слои (например – олифа в масляной живописи). Проблема сохранности красочного слоя. Пигменты, краски и грунты составленные в мастерских художников и фабричного производства. Первые фабрики красок. Утрата художниками Х1Х века химических знаний. Сохранность картин эпохи возрождения и последних столетий.

Энкаустика – древнейшая техника живописи. Воск и его физико-химические свойства.свойства. Приготовление пунического воска. /Воск с позиции химии/. Дыхание воска вместе с деревянной основой. Техника живописи в древности и сегодня. Приемы оплавления красочного слоя. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Работы В.В. и Т.В.Хвостенко. Лак ганозис в мировой культуре.

Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер (клеевая, желтковая, яичная и др.). Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Боттичелли, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав грунтов. Мелкодисперсность используемых для грунта материалов. Назначение золота в иконе. Приемы золочения. Древнерусские приемы приготовления клеев для нанесения позолоты.

Масляная живопись – наиболее молодая техника. Виды растительных масел, применяемых в живописи и их химический состав (конопляное, маковое, ореховое, льняное и др.) Обработка масел и химический смысл осуществляемых процессов.

Особенности пигментов для масляных красок. Процесс высыхания масляной пленки, образование линолакса. /Химические реакции протекающие при высыхании, их механизм/. Причины помутнения масляной живописи. /Химизм воздействия воды на линолакс/.

Акварель и гуашь. Химический состав красок. Особенности их применения и высыхания.

Пастель – особенности живописи. Химический состав красок.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 13.Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел ; 14. Декоративная роспись по дереву. 15. Приготовление образцов масляных красок растертых на олеиновой кислоте и подсолнечном масле. Наблюдение за высыханием слоев масляной краски.

Демонстрации: 1.Физико-химические свойства натурального воска;2..Химические свойства олеиновой кислоты.

Лабораторные опыты: 1.Приготовление воска, насыщенного ионами металлов и определение его температуры плавления. 2. Приготовление яичной эмульсии и краски на ее основе. 3.Ознакомление с физико-химическими свойствами пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Игра «Большое путешествие по музеям мира»(внеклассное мероприятие для всех учащихся старших классов); Слайд-экскурсия: «Важнейшие техники живописи и произведения выполненные в них».

^ Тема 8. Химия и экология. Охрана окружающей среды и памятников культуры. Химические решения проблем.

Закономерности изменения воздушной среды современных городов. Климатические условия музейных залов и проблемы сохранности экспозиций. Камень в городе: проблемы и решения. Коррозия металлов и городская скульптура: методы реставрации и защиты. Музеи под открытым небом их роль в современной культуре и проблемы.

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов ,изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня. В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Основные цели курса:

- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии

- расширение и углубление знаний об органических веществах

- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием разных источников , в том числе и компьютерных

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества

Задача курса

- раскрыть более подробно содержание органической химии

- показать практическое значение органических веществ для человека

- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью.

- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решений экологических проблем

- способствовать развитию способности к самостоятельной работе

- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развертывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно связывать учебный материал курса с основным курсом , а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

По окончании курса учащиеся должны

Знать:

- классификацию органических соединений

- общие свойства гомологических рядов в зависимости от строения

- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения

-способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь:

- устанавливать структурно — логические связи между всеми классами органических веществ

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- составлять уравнения реакций разных типов

-соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни

- проводить самостоятельный поиск информации

В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций ,семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, решение расчетных задач –контрольной работой, практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий электронных библиотек, дополнительной литературой в виде защиты проекта по одной из тем.

По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55-60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке-конференции проектную работу.

Содержание курса.

Тема 1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2ч)

Электронная и электронно-графическая формулы атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема 2

Основы номенклатуры и изомерии (4ч)

Принципы образований названий органических веществ. Структурная изомерия и ее виды, геометрическая. Изомерия и запах : ванилин и изованилин, диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов.

Тема 3

Сравнительная характеристика углеводородов (5ч)

Общие формулы, нахождение в природе, виды изомерии, генетическая связь между классами органических соединений.

Практическая работа №1 «Углеводороды»

Тема 4

Применение углеводородов (7ч)

Синтез-газ ,хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, винилхлорид, бензол, нафталин, стирол, полимеры. Расчетные задачи: 1) Термохимические расчёты

2) Объемные доли

Проектные работы:

-Как повысить октановое число?

- Продукты переработки нефти – народному хозяйству

- Перспективы развития энергетики

- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

- Эластомеры

Тема 5

Кислородосодержащие органические вещества на службе человека (8ч)

Монофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, антифризы, анестезирующие вещества(эфиры), антисептики(фенолы и их производные)

Карбоновые кислоты, получение мыла, полисахариды в природе, их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчётные задачи 1) Массовая доля растворённого вещества

Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала»

Тема 6

Азотсодержащие соединения (5ч)

Амины и нитросоединения (анилин,гидразин,стрептоцид) ,Медицинские препараты, кислотно-основные свойства аминокислот. Белки,как природные полимеры, пищевые добавки.

Практическая работа №3 « Анализ пищевых продуктов»

Тема 7

Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч)

Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.

Проектные работы

- Действие этанола на белковые вещества

-Загрязнения атмосферы

- Влияние СМС на водную экосистему

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. Из истории открытия.

2 ч

Групповая работа

Опорный конспект

2

Основы номенклатуры и изомерии

4 ч

Семинар, тестирование

Конспект,

выполнение упражнений, тесты

3

Сравнительная характеристика углеводородов, их значение для жизни человека

5 ч

Лекция с элементами беседы

Групповая работа

Практическая работа 1

Опорный конспект,

заполнение таблицы, отчет о практ.работе

4

Применение углеводородов.

7 ч

Лекция, групповая работа, решение расчетных задач

Опорный конспект, тесты,

проекты,

мультемедийные презентации

5

Кислородосодержащие органические вещества на службе человека

8 ч

Лекции, эвристическая беседа, тестирование,

Практическая работа 2, расчетные задачи

Выполнение упр,

тесты, отчет о практ.работе,

контрольная работа

6

Азотсодержащие соединения

5 ч

Фронтальная беседа, парная работа

Практическая работа3

Опорный конспект, выполнение упр,

Тесты,

презентации

7

Экологические проблемы в курсе органической химии

3 ч

Урок-конференция,

защита проектов

Решение проблемных задач, защита проектов, мультимедийные презентации

итого

34 ч

Литература :

1.Артеменко А.И.,Тикунова И.В. Химия 10-11 класс ,М «Просвещение»2000

2. Богданова Н.Н. Химия.Лабораторные опыты 8-11 класс М, «Астрель»2001

3. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга для учителяМ, «Дрофа» 204

4. Габриелян О.С. Остроумов И.Г Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс М «Дрофа» 2004

5. Лидин Р.А. Маргулис В.Б. Химия 10-11 класс М «Дрофа» 2002

6. Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме «Азотосодержащие органические вещества» « Химия в школе №1 2007

1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого

2

Основы номенклатуры и изомерии

3



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст