Художники-иллюстраторы детских книг

Иллюстраторы детских книг и важнейшая роль иллюстрации в детской книге.

Чтение – это окошко,

через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

(В. Сухомлинский)

Введение:

Иллюстра́ция — визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, создаваемая с целью выделить субъект, а не форму. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое книги, журнала, газеты.

Иллюстрации используются для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения; визуализации образов героев повествования; демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация); отображении пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: «Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы».

Основная цель в работе с иллюстрацией — помочь детям через рисунок глубже понять содержание книги.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

В пользу чтения хотелось бы привести несколько фактов:

— чтение развивает логическое мышление;

— чтение развивает память и внимание;

— чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие;

— чтение книг улучшает работу мозга.

— чтение научит нас общаться с людьми;

— чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее.

Цель исследования — исследовать отечественный опыт детского книжного иллюстрирования, обосновать важность иллюстраций в детских книгах, исследовать степень влияния книжной иллюстрации на выбор книг ребенком.

Объект исследования — детская художественная иллюстрированная книга.

Предмет исследования — детская художественная иллюстрированная книга — как произведение искусства и средство эстетического воспитательного воздействия на ребёнка.

Для достижения поставленной цели в исследовании решался комплекс следующих задач:

-провести подготовительную работу и выбрать список иллюстраторов, рассказать об их творчестве;

- исследовать иллюстрации в детской художественной литературе в нашей стране;

-провести анкетирование среди своих сверстников, чтобы определить какие книги – с иллюстрациями или без иллюстраций нравились им в детстве и сейчас, сделать выводы;

- выявить специфику книжной иллюстрации в детской художественной книге в зависимости от детского возраста, для которого предназначена книга.

«Что толку в книжке, -подумала Алиса -если в ней нет ни картинок ,ни разговоров?» («Приключение Алисы в стране чудес»)

Глава I. Художники иллюстраторы детских книг

Рисунок в отечественной художественной детской книге XX века достиг высот подлинного искусства во многом благодаря творческой экспериментальной деятельности мастеров-профессионалов.

Для исследования я выбрал таких иллюстраторов, как:

Владимир Сутеев.

Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов.

Он выделяется и на фоне своих коллег-современников, многих из которых так и хочется назвать настоящими волшебниками. Всё дело в том, что Владимир Сутеев — не только иллюстратор. Он сам автор множества текстов, к которым рисовал картинки. В его сказках можно наглядно увидеть и мотив, и цель, и действия, и операции. Увидеть, что происходит, если эти элементы сдвигаются, выпадают, пересекаются, не совпадают у разных героев («Капризная кошка»).

Сутееву можно было бы посвятить отдельное искусствоведческое, филологическое и педагогическое исследование. К сожалению, очень редки специалисты, способные охватить все три этих научных аспекта его творчества.

Виктор Чижиков.

Народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Работал также в “Вечерней Москве”, “Пионерской правде”, “Юном натуралисте”, “Молодой гвардии”, “Огоньке”, “Пионере”, “Неделе” и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах “Малыш”, “Детская литература”, “Художественная литература” и др.

В интервью он говорил:»Для того,чтобы иллюстрировать детскуюкнигу,надо сохранить в себе детство»

Владимир Конашевич.

Советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации

Вряд ли предполагал В. М. Конашевич, что станет художником детской книги. Как и другие мальчики, он мечтал быть моряком, строить корабли.. То было детство, которое прошло в старой Москве. «Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за все раньше и замечательно: все чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую побольше трудиться и мечтать.»

Иван Иванов-Вано.  

Режиссёр, художник, сценарист, один из основателей советской мультипликации.» Снегурочка» « Конек-Горбунок» « Сказка омертвой царевне» « Снегурочка» « 12 месяцев» и другие.

Режиссёр, художник, сценарист, один из основателей советской мультипликации. Народный артист СССР.

И. П. Иванов-Вано родился 27 января (8 февраля) 1900 года в Москве. В 1923 году окончил Вхутемас.

Михаил Цехановский.

Советский художник и режиссёр мультипликации.

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.

Советский художник и режиссёр мультипликации.

Преимущественно иллюстрации книг рассказывали детям о технике. Об открытиях. Об устройстве бытовых вещей и о том , как они делаются.В иллюстрациях Цехановского видна любовь к предмету, чуткость к его фактуре, материалу, устройству .Это внимание к вещи было знамением времени.

Лебедев Владимир Васильевич.

Русский художник, самобытный представитель русского авангарда, мастер дизайна детской книги.

Русский художник, самобытный представитель русского авангарда, мастер дизайна детской книги.

Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку — «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948) и др.

Иван Яковлевич Билибин.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. Стоит только открыть книгу « Русские народные сказки» как сразу окунаешься в атмосферу дремучих лесов, прозрачных рек и деревянных избушек, Эта книга создает неповторимое ощущения волшебства . которое нравится детям. Чего только стоит одна Баба-Яга, нарисованная им.

Глава 3.Специфика книжной иллюстрации в детской художественной книгев зависимости от детского возраста, для которого предназначена книга.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики — рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии

. Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки – тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.